подписка
Подписаться
23/06/2022

Самый прибыльный бизнес в мире: что происходит на рынке морских перевозок, почему старые корабли покупают за любые деньги и как это влияет на остальной мир

Самый прибыльный бизнес в мире: что происходит на рынке морских перевозок, почему старые корабли покупают за любые деньги и как это влияет на остальной мир

Морские контейнерные перевозки стали сегодня одним из самых прибыльных бизнесов в мире. Тарифы на них растут и становятся причиной мировой инфляции. Журналисты агентства Reuters исследовали рынок и сделали прогноз: рост транспортных расходов остановится не раньше 2024 года. Что же происходит в мире?

Перебои в цепочках поставок, вызванные пандемией и нехваткой новых грузовых судов, привели к тому, что ставки фрахта для старых контейнеровозов достигли рекордно высокого уровня.

Наживаясь на дефиците, судоходные компании вынуждают заказчиков заключать долгосрочные договоры аренды сроком на три-четыре года, что означает, что потребители будут платить по завышенным ценам, пока в эксплуатацию не поступят сотни новых судов.

Ставки фрахта достигают рекордных значений

Журналисты Reuters приводят расчеты на примере судна Synergy Oakland, которое ходит под кипрским флагом. Оно может перевозить более 4200 двадцатифутовых стальных контейнеров.

Греческая фирма Euroseas купила его в 2019 году за $10 млн, в то время контейнеровоз уже десять лет был в эксплуатации. Когда в прошлом году мировая торговля погрузилась в хаос, компания заработала на этом судне $21 млн всего за 100 дней – тогда за судно этого размера давали самую высокую суточную ставку фрахта в истории.

Euroseas заключила еще один краткосрочный чартер, заработав около $10 млн за два месяца, а в мае отправила контейнеровоз в четырехлетнюю аренду за $61 млн. Только эта сделка уже в шесть раз превышает цену покупки Synergy Oakland три года назад.

"Это была почти идеальная игра на растущем рынке. Мы не видели подобного роста за всю историю контейнерных перевозок", – сказал агентству Reuters главный административный директор судоходной компании Euroseas Симеон Парлиарос.

По данным аналитической компании Clarksons Research, мировой парк контейнеровозов продолжал расти  по вместимости во время пандемии, увеличившись на 2,9% в 2020 году после увеличения на 4% в 2019 году и на 5,6% в 2018 году.

Но если возможности рынка выросли, откуда же возник дефицит судов и рост ставок на фрахт? Этому способствовали:

  • резкий рост спроса на потребительские товары во время карантина,
  • заторы в портах, которые задерживали суда дольше положенного,
  • замедление темпов строительства новых судов, отчасти из-за неопределенности в отношении того, будут ли суда соответствовать новым экологическим правилам.

Тарифы на фрахт приплюсовали 1,5% к мировой инфляции

Вместимость контейнерного рынка в прошлом году подскочила на 4,5%. Произошло это главным образом потому, что старые суда, которые обычно направлялись на кладбище кораблей, продолжали эксплуатироваться.

Журналисты Reuters проанализировали свыше 30 частных сделок, совершенных за последние шесть месяцев. Анализ показал, что судовладельцы сдают суда в долгосрочную аренду по рекордным ставкам, чтобы извлечь выгоду из роста рынка, который случается раз в поколение. В мае стоимость контейнерных перевозок взлетела на рекордные 30,1%.

Рекордные темпы уже привели к росту цен на все, от подержанных автомобилей до обеденных столов и велосипедов. И, по мнению экспертов, инфляция будет расти и дальше.

По оценкам МВФ, бум контейнерных перевозок в 2021 году стал причиной роста инфляции на 1,5%. Это около четверти уровня инфляции в США.

Крупные судоходные компании заказали рекордное количество новых крупногабаритных контейнеровозов, однако большинство из них поступят в эксплуатацию только в следующем или 2024 году.

Так что, как считают эксперты, нынешние высокие ставки фрахта будут продолжать оказывать влияние на потребительские цены и в 2023 году.

Вот еще один пример с расчетами.

Судно Navios Spring, курсирующее между Калифорнией и Китаем под флагом Маршалловых островов, построенное в 2007 году, было куплено за $42 млн. Оно было зафрахтовано на три года в январе за $60 тыс. в день, что в семь раз больше, чем $8250 в день, которые оно стоило два года назад. По словам брокеров, за время трехлетней сделки компания заработает $65,7 млн.

Рекордные прибыли судоходных компаний

По словам эксперта по судоходству Джона Маккоуна, индустрия контейнерных перевозок в целом получила ошеломляющую прибыль в размере $59,3 млрд в первом квартале этого года. Год назад за тот же период отрасль заработала $19,1 млрд. Эта прибыль финансируется за счет повышения цен на все товары, которые перевозятся контейнерами.

Датская компания Maersk, второй по величине контейнерный перевозчик в мире с долей рынка почти 17%, по данным аналитического провайдера Alphaliner, заработала рекордную прибыль за первые три месяца 2022 года. Выручка подскочила на 55% до $19,3 млрд.

Президент США Джо Байден заявил в июне, что конгресс должен принять жесткие меры в отношении возмутительных цен, взимаемых судоходными компаниями, которые контролируют рынок.

Maersk сообщила агентству Reuters, что ее финансовые показатели были обусловлены исключительными рыночными условиями, добавив, что компания инвестировала миллиарды в улучшение портовых операций и логистики в Америке.

По словам аналитиков, некоторые крупные судоходные компании используют свою прибыль для того, чтобы покупать немногие оставшиеся грузовые суда по заоблачным ценам, что, в свою очередь, будет способствовать поддержанию высоких ставок фрахта и росту инфляции в будущем.

Когда снизятся расходы на доставку?

В прошлом году было продано рекордных 503 подержанных контейнеровоза, что эквивалентно 7% мирового флота. Еще 108 было продано за первые пять месяцев 2022 года.

Например, компания MSC, по данным аналитиков рынка, с августа 2020 года купила 200 подержанных контейнеровозов.

Средний возраст этих судов вырос до 13,9 лет. Аналитики посчитали, что грузовые корабли, которым 10 или 15 лет – возраст, в котором они были бы ранее списаны в утиль, – стоят в 10 раз дороже, чем два года назад.

Тем не менее, есть признаки того, что бум контейнеровозов может закончиться в ближайшие год или два, когда многие из морских гигантов, заказанных крупными компаниями, поступят в эксплуатацию.

По данным Всемирного совета судоходства, в 2021 году было заказано рекордных 555 контейнеровозов на сумму $42,5 млрд. А в 2022 году верфи получили заявки на постройку 208 судов стоимостью $18,4 млрд.

Некоторые из них будут одними из самых больших контейнеровозов, когда-либо построенных: 400-метровые аналоги грузового судна Ever Given, которое недавно застряло и заблокировало Суэцкий канал в прошлом году.

Компания Maersk сообщила агентству Reuters, что за последний год она заказала 12 новых больших контейнеровозов, которые почти в четыре раза больше Synergy Oakland, упоминавшегося в начале материала.

По словам Питера Сэнда, главного аналитика платформы фрахтовых ставок Xeneta, если бы порты и цепочки поставок работали так, как они работали до пандемии, приток новых судов мог бы резко снизить цены на доставку. Однако при нынешнем неустойчивом состоянии  рынка предсказать чего-то просто нельзя.

На данный момент стоимость контейнерной перевозки морем из Китая в Россию выше в два раза относительно доковидного периода.

Также существуют значительные задержки по срокам. Александр Чирков, коммерческий директор компании "СюйГун Ру", на отраслевой онлайн-конференции портала "Экскаватор.Ру" рассказал много интересного о реальной ситуации с контейнерными перевозками из Китая в Россию, а Оборот.ру рассказал об этом здесь.

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Читайте также
23/06/2022
Data Insight устроила "соревнование" между сервисами доставки продуктов. "ВкусВилл" сделал всех!
Хотя, с результатом можно поспорить. В марте – апреле аналитики агентства Data Insight провела сравнительное исследование основных сервисов экспресс-доставки продуктов в Москве. Всего было сделано 150 заказов, не менее 15 для каждого сервиса... Подробнее
22/06/2022
Автоперевозчики просят правительство РФ взять пример с белорусских властей. К чему это приведет?
Ассоциация международных автоперевозчиков просит заблокировать въезд транспорта из ЕС по "белорусской схеме". Однако наши чиновники этим примером руководствоваться не хотят, невзирая на огромные потери российского бизнеса. Рассмотрим аргументы обеих сторон... Подробнее
22/06/2022
Представители власти боятся возможного роста цен на бензин и выдвигают претензии к "Яндекс Заправкам"
Все из-за вероятной индексации тарифа в приложении. Сегодня к сервису подключена примерно треть АЗС в России. И многие утверждают, что им не по силам платить больше. В ФАС уже заявили, что вопрос влияния "Яндекса" на рынок "требует проработки"... Подробнее
Александр Петров
коммерческй директор, Пиранам
20/06/2022
Агрегатор Яндекс-Доставки 1
Подскажите, кто-то пользуется? 
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
Ирина Василенко
все должности, Plusweb.pro
10/06/2022
Что сейчас происходит с IML? В первоочередном порядке обещают доставить предоплаченные заказы - обсуждение 2
Самая ужасная служба доставки. Эта новость годичной давности, но и сегодня актуальна. Мой заказ везут со 2 мая 2022, сегодня 10.06.2022, тишина. Трек не отслеживается ровно с 02.05.2022. И не дозвониться по указанным на сайте контактам. Свернуть
Самая ужасная служба доставки. Эта новость годичной давности, но и сегодня актуальна. Мой заказ везут со 2 мая 2022, сегодня 10.06.2022, тишина. Трек не отслеживается ровно с 02.05.2022. Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика