Оплата QR-кодом вместо карты: кто готов и зачем это вам нужно
84% россиян планируют оплачивать покупки по QR-кодам. Но абсолютное большинство считает эту технологию менее удобной, чем другие привычные варианты вроде платежных карт, Apple Pay / Samsung Pay и т.д. Таковы итоги опороса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ). В ходе исследования проинтервьюировали более полутора тысяч старше 18 лет в 53 субъектах федерации.
Портрет QR-плательщика
Больше половины опрошенных (53%) планируют использовать QR-код выборочно – только в знакомых или крупных торговых точках, а 31% – повсеместно.
Среднестатистический россиянин, готовый применять этот платежный инструмент – молодой мужчина (от 18 до 34 лет), житель крупного города.
Портрет человека, который не готов пользоваться QR-кодами для проведения платежей (а это 16% опрошенных) выглядит совсем просто: "представитель старшего поколения".
Что в этом хорошего
По мнению гендиректора НАФИ Гузелии Имаевой, если оповещать граждан о возможностях QR-платежей, доля пользователей будет расти, поскольку эта технология обладает рядом преимуществ.
Самое очевидное – низкая комиссия для продавцов. Кроме того, отпадает потребность в специальном оборудовании, пригодном для обработки платежей.
"Сегодня предприниматели при подключении к эквайрингу должны оплачивать терминал, программное обеспечение и сертификацию, – говорит руководитель НАФИ, – А благодаря оплате покупок по QR-коду небольшие торговые точки, не имеющие терминалов, смогут облегчить свою работу – сгенерировать QR-код и разместить его в своем магазине. В то же время для покупателя при оплате через QR-код отпадает необходимость в дорогостоящих моделях смартфонов с NFC-модулем – оплата производится через приложение и камеру".
Гендиректор ассоциации "Финтех" Татьяна Жаркова отмечает и выгоду для банков, которая состоит в том, что "они могут предлагать своим клиентам дополнительный канал совершения платежей и переводов".
Почему это бесполезно в онлайне
Вместе с тем, с точки зрения гендиректора аналитического центра "Бизнесдром" Павла Самиева, эта технология вряд ли станет превалирующим способом оплаты, поскольку предназначена в первую очередь для офлайн-покупок.
"Оформляя заказ в онлайн-магазинах, клиент автоматически перенаправляется на платежный шлюз, где достаточно ввести подтверждение платежа. Здесь QR-коды просто излишни, – считает Самиев. – В этом смысле я вижу гораздо больше перспектив у оплаты с помощью смартфонов. Ведь онлайн-торговля в последнее время развивается активно. И QR-код нельзя назвать следующим этапом развития платежных сервисов. По-настоящему новым этапом развития рынка станет оплата с использованием биометрических параметров".
Но может быть вариант, при котором у пользователя есть мотив отдать предпочтение QR-платежам. Повсеместное применение платежных карт – это сегодня уже вопрос массовой привычки, а не удобства. Об этом говорит Виктор Достов, председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов.
"Проблема именно для российского рынка состоит в том, что в нашей стране в физических магазинах прием карт стал нормой и непонятно, насколько бизнес и потребители готовы к переходу на новый сценарий оплаты.
В онлайн-торговле пространство для маневра больше, ведь QR-коды могут быть более удобной альтернативой ручному вводу данных карты, – полагает Достов, – Думаю, главной заинтересованной стороной распространения этого способа оплаты станут онлайн-ритейлеры. Любая технология, которая ускоряет и упрощает процесс оплаты, им полезна: потребители будут чаще доводить покупки до конца, а не бросать оплату на полпути".
Но он также считает, что будущее – за биометрическими технологиями, когда "можно будет платить лицом, отпечатками пальцев, голосом и т. д.".
банки не несут таких больших издержек по зачислению денег на счёт
ведь переводы с карты на карту во многих случаях не облагаются какой то комиссией
скорее всего банки свои затраты по карточным переводам опять пытаются возложить на бизнес
я считаю что справедливой была бы ставка не более 0,5% за эквайринг Свернуть