Наши дочери не будут готовить. Директор Vprok.ru рассказал зачем и как российский food retail переходит в онлайн (ВИДЕО)
Когда крупный розничный холдинг начинает развивать ecommerce и доставку, возникают логичные вопросы: Не "откусываем" ли мы сами у себя часть клиентской базы? Вдруг люди перестанут ходить за покупками в магазины? А ведь сегодня экономика доставки гораздо хуже, чем у офлайновой розницы: большая часть таких сервисов пока дотируется инвесторами и о прибыли там речь не идет.
Стратегию работы X5 Group в части одновременного развития онлайна и офлайна попробовал пояснить управляющий директор "Vprok.ru Перекресток" Леонид Довладбегян в недавнем интервью для подкаста DigitalVoice.
X5 Group открывает доставку продуктов из своих магазинов, чтобы клиенты компании не ушли в другие сервисы. И люди, заказывающие продукты на сайте Vprok.ru – это покупатели "Перекрестка", которые не ушли за теми же товарами на сайты конкурентов. Так Довладбегян описал видение ситуации с клиентской базой.
"Мы развиваем доставку, чтобы работать со своей клиентской базой. Мы ее понимаем, видим customer journey и в онлайне, и в офлайне, видим какие-то вещи, которые происходят с точки зрения клиентских данных.
Поэтому вот эта внутренняя каннибализация – это придуманная история, ее не существует", – заключает Довладбегян. Клиенты, по его мнению, выбирают доставку из-за удобства процесса, а не из-за того, кто ее осуществляет.
Спрос в любом случае будет перетекать в онлайн. Поэтому перед всеми ритейлерами встает выбор: развивать свою доставку или же отдать клиента другим игрокам рынка. То есть с точки зрения бизнеса выбора нет: если человек хочет заказать продукты домой, он их все равно закажет, не пойдет в магазин.
В то же время, проникновение онлайна на рынок еды не настолько велико, чтобы существенно сказаться на посещаемости офлайн-магазинов прямо сейчас.
В продовольственной рознице рост онлайна и поглощение им офлайновых объемов продаж – не очень активный процесс на данный момент. И это при том, продажи всех игроков российской электронной коммерции относительно невелики. Вся онлайновая розница России по выручке сравнима с одной X5 Group.
"Говорить, что из-за пандемии все перешло в онлайн – такого нет даже близко!" – развеял Довладбегян надежды игроков ecommerce.
Однако, убежден топ-менеджер, доля онлайна в торговле будет расти, просто потому что это удобно. Но эти же клиенты не перестанут покупать в офлайновых магазинах.
Довладбегян провел параллели с персонажем фильма "Москва слезам не верит", который говорил, что не будет ни радио, ни театров, останется только телевидение. Но предсказание не сбылось, есть радио, театры, телевидение и онлайн-кинотеатры. Поэтому и в ритейле ничего не изменится, будут слегка меняться форматы, но все они останутся.
Управляющий директор "Vprok.ru Перекресток" отметил еще некоторые глобальные тенденции, которые влияют и на традиционную продовольственную розницу, и на ecommerce.
Так, из-за пандемии очень важным элементом CVP становится безопасность процесса покупок.
Также и офлайновая розница, и онлайн станут более ориентированы на "ready to eat" – готовую еду.
"Наш директор по стратегии говорит: наши бабушки хорошо шили, наши мамы умели, но делали это редко, наши жены не шьют ничего. Так вот, есть такое подозрение, что наши дочери (и сыновья) не будут готовить. То есть увеличится сегмент готовой еды. Соответственно, магазины будут как-то трансформироваться с учетом этого, но и продажа продуктов останется", – сказал директор Vprok.ru.