подписка
Подписаться
23/10/2020

Курьеров уже не хватает. Куда они делись и что делать?

Курьеров уже не хватает. Куда они делись и что делать?

До новогоднего пика спроса еще далеко, а многие компании электронной коммерции уже столкнулись с нехваткой такого персонала.

Первыми проблему ощутили службы доставки готовых блюди и продуктов. Мы видим устойчивый рост жалоб клиентов в соцсетях. Илья Красильщик, руководитель «Яндекс.Лавки»,  честно признался в Facebook-группе своей компании, что курьеров не хватает.

Самая очевидная причина складывающейся ситуации – отток желающих работать с этого сегмента рынка труда по мере ухудшения погоды и похолодания. Это происходит каждый год.

«Существует понятие сезонности у всех городских доставок. Как раз осень — момент, когда некоторые курьеры уходят с локальных доставок из-за плохой погоды. В этот момент рекрутинг и конкуренция становятся особенно ощутимыми»,— говорит Кирилл Родин, сооснователь сервиса «Кухня на районе».

Но сейчас проблемой стал и массовый отъезд на родину трудовых мигрантов. Как отмечает "КоммерсантЪ", на выходных мэр Москвы Сергей Собянин заявил о снижении числа мигрантов в городе на 40% в 2020 году. Тенденцию подтверждает исследование Центра стратегических разработок, по данным которого 40% компаний, нанимавших на работу гастарбайтеров, испытывают недостаток в рабочей силе. А это уже не сезонность, а влияние пандемии COVID-19.

Впрочем, еще одна проблема это то, что служб доставки всего стало банально много. Их количество растет быстрее, чем численность людей, готовых работать курьерами.

Григорий Кунис, управляющий igooods, отмечает, что «если раньше каждый второй приглашенный кандидат доходил до места отбора, сейчас только 20% откликнувшихся на вакансию приходят на собеседование». Это связано именно с избытком вакансий и дефицитом адекватных кадров.

Как на это реагировать службам доставки? Очевидно, что есть два пути не исключающих друг друга.

Первый: чтобы хоть как-то сократить количество скандалов с недовольными клиентами, придется увеличивать стоимость доставки или вводить плату за нее там, где она была бесплатной. Можно также увеличить минимальную сумму заказа, при которой услуги курьера для конечного покупателя бесплатны или вообще доступны.

Регулирование этих параметров изначально предусмотрено бизнес-моделью "Яндекс.Лавки". И это разумно!

Но и кому-то из совсем не желающих этого игроков рынка скрепя сердце придется использовать именно перечисленные варианты. Ибо альтернатива в виде разъяренных клиентов, не получивших оплаченные заказы, еще хуже.

Второй вариант решения: набирать более молодых сотрудников вместо уехавших гастарбайтеров из Средней Азии. Сейчас некоторые участники рынка говорят о готовности принимать на работу курьеров с 16 лет, но на практике это может означать снижение возрастного порога еще ниже.

Ну и совсем грустное решение, с которым не согласны финансовые директора практически всех служб доставки: увеличивать оплату труда.

Но еще одним трендом станет автоматизация управления курьерами и внедрение новых технологий в эту сферу. Так, мы совсем недавно публиковали кейс, когда внедрение такого инструмента, как "Яндекс.Маршрутизация" уменьшило потребность в персонале, работающем на доставке, на 15-20%.

А на будущее есть и совсем радикальные решения: Яндекс.Лавка уже обеспечивает доставку продуктов в нескольких московских бизнес-центрах силами роботов-курьеров (смотрите фото и видео).

Прокомментировать
Форматирование текста
Читайте также
29/10/2020
Без чинов: сотрудники Alibaba при общении между собой не указывают должности
Во внутренней переписке было решено заменить должность просто на указание, в какой сфере занят сотрудник. Это очень простое, но достаточно необычное управленческое решение быстро дало ожидаемые результаты... Подробнее
21/10/2020
Алена Бочарова возглавит FinTech-направление "Почты России"
Федеральный почтовый оператор создает отдельное FinTech-подразделение. Руководить им будет очень опытный банковский топ-менеджер с интересной биографией. Что это за человек и где он работал? ... Подробнее
Олег Лавров
РОП, ДонСантехник
29/07/2020
Как считать конверсию менеджерам в KPI 1
Добрый день

В системе мотивации менеджеров интернет магазина есть премия 10000р, которая множиться на показатель конверсии заказов из корзины. Сейчас стоит задача так же учитывать конверсию со звонков и конверсию запросов с почты. Сложность в том что все 3 эти показателя нужно рассчитывать отдельно, но в рамках этой премии. Разделять по 3000р условно не хочу, так как тогда значимость этой премии упадет и менеджеры смогут просто забить на один или несколько показателей так как 3000р на фоне общей зп не существенны. Кто уже сталкивался с этим как решали проблему? или может есть идеи какие?
Еще