Комплектация заказов в США: роботы против людей
В этот сезон предпраздничного шопинга интернет-ритейлеры тестируют новое решение в управлении персоналом. Сейчас десятую часть всех заказов, полученных сотней крупнейших интернет-ритейлеров США, комплектуют и отправляют потребителям механические "сотрудники" компании Kiva Systems.
Приземистые оранжевые машины, "работающие" на калифорнийском складе Crate & Barrel, подвозят служащим полки с заказанными товарами. Работники берут с полки тот предмет, который нужен для комплектации заказа перед передачей в службу доставки: благодаря этому людям не приходится ходить по зданию, собирая со стеллажей нужные товары. Каждый "живой" сотрудник находится на станции, куда роботы подвозят требуемую продукцию. Данные о необходимых товарах механические "сотрудники" получают от компьютера по беспроводной связи. После того, как нужный предмет перемещается на полку робота, место с этим товаром автоматически подсвечивается, чтобы "живой" работник мог безошибочно скомплектовать заказ. На складе Crate & Barrel хранятся порядка 8 тыс. наименований различной продукции. С группой из 35 роботов, заменяющих 6 человек, работают 90 сотрудников. Хотя объем заказов в предпраздничный период увеличился в 4 раза, компания расширила штат вдвое.
Корпорация Amazon использует более "человечный" подход в своих региональных центрах обработки заказов. Сотрудники Amazon.com – компании, объявлявшей о планах по найму более 15,5 тыс. временных сотрудников на период пикового спроса (и нанявшей 12,5 тыс.) – ежедневно преодолевают 18-20 миль, чтобы заполнить корзины заказанными предметами и доставить их на упаковочные станции. В предпраздничный период отделение Amazon в Фениксе (одно из 20 действующих в США) увеличило штат в 4 раза, до 1,2 тыс. человек.
Какой подход лучше? Вопрос о наилучшей автоматизации процесса обработки заказов не является академическим. Центры фулфиллмента должны соответствовать ожиданиям интернет-покупателей: предоставлять возможность быстрой комплектации заказов при растущем ассортименте онлайн-ритейлеров. Но склады, созданные для складирования и отправки больших паллет с товаром в торговые точки, недостаточно эффективны для того, чтобы собирать комплекты из роликовых коньков, плеера и бумажной книжки.
В этом году ставки особенно высоки – по данным comScore, за первые 47 дней предпраздничного сезона продажи интернет-магазинов выросли на 12% в сравнении с 2009 годом, достигнув $27,5 млрд. (доля онлайн-торговли составляет порядка 8% от общего объема американской розницы).
Сравнивать затраты на человеческие и механические трудовые ресурсы сложно из-за множества факторов, уникальных для каждого центра дистрибуции, и каждый подход имеет преимущества. Затраты на инсталляцию роботизированных систем, по словам Мика Маунтза, основателя Kiva, составляют миллионы долларов (на создание роботизированной системы для калифорнийского склада компания Crate & Barrel, приналежащая немецкой Otto Group, потратила более $4 млн.). Ставки по заработной плате временного персонала, нанятого Amazon, начинаются от $11 в час.
По словам представителей Amazon, корпорация нашла способы повышения эффективности ручной сборки заказов благодаря еженедельным "мозговым штурмам", получившим название "кайзен". Как пример – предметы, готовые к упаковке, располагаются на полках в произвольном порядке, поэтому место не пустует, а портативные компьютеры показывают сотрудникам ближайшую точку с нужным товаром. Некоторые процессы, такие как наклеивание этикеток на коробки, Amazon автоматизирует.
Эффективность такого подхода подтверждает, например, увеличение крайних дат для заказов с бесплатной доставкой. В этом году заказы с доставкой "до Рождества" (25 декабря) Amazon принимал до 19 декабря, самой поздней даты в предпраздничном периоде за всю историю интернет-гипермаркета. Прашант Бхат, генеральный менеджер центра фулфиллмента Amazon, говорит, что использование людей вместо роботов или иных способов автоматизации предоставляет компании нужную гибкость. Но руководитель компании Kiva Мик Маунтз, уверен – онлайн-торговля достигла точки, в которой не стоит полагаться только на людей. Высокие затраты на комплектовку заказов оказались одной из причин провала интернет-ритейлера Webvan Group Inc. – компании, в которой Маунтз работал директором по логистике.
Как сообщает WSJ, компания-разработчик роботов Kiva, сотрудничающая с Crate & Barrel, обслуживает 7 ведущих интернет-торговцев США, в том числе Gap, Staples и Gilt Groupe. По словам Джона Линга, исполнительного вице-президента Crate & Barrel по глобальным операциям, использование роботов Kiva упрощает процесс временного увеличения штата в пиковый период, поскольку настройка роботизированной системы занимает всего несколько часов. Джон Линг утверждает, что снижение затрат на найм персонала, а также улучшения в процессинге и погрузке позволят окупить центр фулфиллмента за 1,5 года – вместо обычных трех лет.
Дейв Тевел, управляющий партнер корпорации AHS, которая помогает компаниям устанавливать автоматизированные системы в центрах фулфиллмента, полагает, что использование дорогих роботов для одного пикового периода в году – дорогое удовольствие. Но представители Kiva говорят о возможном запуске программы, позволяющей арендовать роботов на некоторое время – для того, чтобы компании, предпочитающие ручной труд в предпраздничный период, могли увеличивать штат за счет роботов.
Для всех покупателей это самая настоящая реальность.
А уж кто там и как правильно не теряет деньги на продажах со скидками - это умение каждого в отдельности.
А! Тогда все ок Я как раз думал, что Вы их пачками запускаете . Значит, показалось.
С уважением,
Дмитрий Лебедев