Кодекс для маркетплейсов: Минпромторг собирается урегулировать их отношения с селлерами
1Минпромторг разрабатывает стандарты для маркетплейсов по работе с селлерами. Основываться так называемый Кодекс для маркетплейсов будет на предложениях АКИТ. Черновик документа уже создан, но предложения еще активно прорабатываются, заявляют источники.
Представители малого и среднего бизнеса неоднократно заявляли, что крупные маркетплейсы ущемляют их интересы. Главные онлайн-площадки давят не только на ценовую политику селлеров, имеются другие множественные нарушения. Ими планирует в ближайшее время заняться ФАС. В Минпромторге также признают, что существует риск диктата крупных платформ.
Поэтому министерство инициировало обсуждение, как урегулировать спорные вопросы взаимоотношения маркетплейсов и селлеров, на заседании профильной рабочей группы. В результате было принято решение создать определенные стандарты сотрудничества онлайн-площадок с поставщиками, сообщил замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Базироваться они будут на предложениях АКИТ.
Уже сейчас в черновик документа включены следующие пункты:
- ценообразование на онлайн-площадке не должно никоим образом зависеть от участия продавцов в рекламных кампаниях и от других условий маркетплейса;
- участие селлеров в любых маркетинговых акциях должно быть исключительно добровольным, должно быть исключено любое давление;
- маркетплейсы должны нести полную материальную ответственность за случаи потери и порчи товаров в процессе их оформления, передачи и хранения на складе;
- маркетплейсы должны уделять более пристальное внимание проблеме реализации контрафактной и несертифицированной продукции;
- должен быть урегулирован вопрос утилизации продукции на складе маркетплейса, если ее может осуществлять сам поставщик;
- маркетплейс обязан уведомлять продавцов об ухудшающихся условиях (увеличении тарифов или объема обязанностей, сокращении прав) в тот срок, который требуется для возврата товара со склада. При этом действие новой оферты не должно распространяться на остатки продукции, отгруженные по старым правилам;
- маркетплейс обязан размещать в открытом доступе подробную информацию о наборе оказываемых услуг и итоговой комиссии для селлеров, а также о требованиях к упаковке;
- маркетплейс обязан обеспечивать оперативную обратную связь своим селлерам.
Также на обсуждение вынесен вопрос о том, что маркетплейсы обязаны гарантировать селлерам свободу выбора логистической компании. Президент АКИТ Артем Соколов сообщил, что эти стандарты, по замыслу регулятора, должны стать неотъемлемой частью оферты. Также в случае появления новых проблем во взаимоотношениях, Кодекс будет совершенствоваться.
Как маркетплейсы относятся к вероятным нововведениям?
Опрошенные журналистами представители маркетплейсов положительно отреагировали на инициативу Минпромторга и АКИТ.
"Мы поддерживаем стандарты, разработанные АКИТ, и принималиу частие в работе над этими правилами. Наша задача — обсудить все спорные вопросы, которые могут возникнуть, и найти максимально комфортный вариант для всех участников", — заявил GR-директор "СберМаркета" Павел Глухов.
Позитивную оценку стандартам дали в Яндекс.Маркете, заявив, что будут активно внедрять эти стандарты в свою работу в случае принятия Кодекса.
В AliExpess заявили, что поддерживают новые стандарты. Но при этом уточнили, что уже соблюдают их, но отрасль в период развития нельзя перегружать жесткими правилами.
Ozon заметил, что очень важно учитывать интересы покупателя, не только продавца. Главное, чтобы ему была предложена лучшая цена, оптимальный срок доставки и достоверная информация.
При этом инсайдеры, принимающие участие в обсуждении будущих стандартов, говорят о том, что маркетплейсы на самом деле сопротивляются их принятию. Так, одна из крупнейших площадок утверждает, что потери и порча товаров в процессе их оформления, передачи и хранения на складе — это настолько редкие случаи, что нет никакой необходимости их регулировать.
Каково мнение селлеров?
Однако селлеры не согласны с этим утверждением, о чем свидетельствуют комментарии под новостями и на форуме Oborot.ru. Также они не испытывают особого оптимизма по поводу того, что новые стандарты могут что-то изменить.
Торговцы считают, что маркетплейсы просто не будут соблюдать нормы кодекса. Селлеры утверждают, что даже существующие законы крупные площадки легко обходят, а в случае претензий от селлеров отказываются с ними работать. При огромном количестве поставщиков для маркетплейса отказ от одного селлера совсем не проблема.
Один из комментаторов замечает:
"Нужно что-то по типу профсоюза для поставщиков. Чтобы в случае утери товара, например, не поставщик в одиночку сражался с маркетплейсом, а ему отвечали — жалуйся, но мы с тобой работать больше не будем, а жалоба шла от профсоюза за этого поставщика".
Поэтому главным вопросом для всех, кроме принятия данного Кодекса для маркетплейсов, становится ответственность за отступление от новых стандартов. Чтобы не только фиксировалось нарушение, но и было конкретное наказание.
На сегодня неисполнение оферты необходимо оспаривать в суде, однако это очень долгий и затратный процесс, который не все предприниматели могут себе позволить, напоминает вице-президент "ОПОРЫ России" Алексей Кожевников. По его мнению, целесообразно создать отдельный орган, например комиссию, которая бы занималась рассмотрением нарушений стандартов с понятным регламентом и сроками.
Однако в Минпромторге отмечают, что в данный момент стандарты для маркетплейсов находятся в разработке и говорить о возможных санкциях за их нарушение преждевременно.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.
В этом году я сегодня себя хорошо вела, уже Сурушику вернула телефон и больше не буду его брать, потому что у меня есть планшет. Я слушаюсь маму, папу, Нигину-тетю, и Дададжон! Я нарисовала куклу Лол и хочу, чтобы ты на новогодний праздник - 31 декабря-01 января подарил мне из мешка своего куклу Лол. Свернуть