Какие они – российские онлайн-покупатели?
Яндекс.Маркет и компания GfK провели очередное исследование аудитории онлайн-покупателей в России. Это уже второй опрос посетителей интернет-магазинов, первый был проведен в 2013 году, сообщается в пресс-релизе.
В ходе исследования, проведенного в сентябре 2014 года, было опрошено 2414 российских интернет-покупателей в возрасте от 20 до 55 лет. Все они – жители городов с населением свыше 100 тыс. человек, и все совершали покупки онлайн хотя бы в одной из 14 основных товарных категорий не реже 2 раз в год.
По мнению экспертов, на основе исследования можно сделать вывод, что рынок онлайн-торговли в России развивается и становится все более технологичным. Особенно это сказалось на предпочтениях покупателях в отношении способов доставки товаров и оплаты.
Так, при оформлении заказа в российских интернет-магазинах 48% респондентов хотя бы раз оплачивали его сразу по безналичному расчету. В 2013 году этот показатель составлял 36%. А в момент получения заказа картой расплачивались 30% покупателей (20% в 2013 году).
Однако россияне все еще настороженно относятся к предоплате. Лишь в трети случаев оплата товара производилась до его получения.
Тем не менее, только 32% респондентов, совершавших такие покупки, заявили, что использовали предоплату из-за невозможности приобрести товар иначе. Остальные назвали другие причины.
Выросло количество покупателей, предпочитающих самостоятельно забирать свои заказы. В 2014 году в пунктах самовывоза получали товар 59% опрошенных (51% в 2013 году), а в постаматах — 38% (34% годом ранее). Эксперты объясняют это увеличением числа точек обслуживания.
Доля покупок со срочной доставкой так и осталась незначительной, практически не изменившись с прошлого года, а для заказов в зарубежных интернет-магазинов даже несколько снизилась. Характерно, что чаще всего срочную доставку используют мужчины и люди в возрасте от 30 до 40 лет.
Выросла роль социальных сетей в интернет-торговле. 22% россиян (против 17% в 2013 году) хотя бы раз за последний год делали заказы на материальные (а не цифровые) товары в соцсетях. Основная активность при этом приходится на поиск описания товара или продавца. Следует отметить, что и здесь основной вклад внесли покупатели возрастной группы 30-39 лет.
Как ни странно, доля мобильных устройств в поиске товаров сравнительно невысока – всего 9%, и это при том, что 74% респондентов являются владельцами смартфонов, а еще 52% – планшетов.
А доля совершенных с компьютеров заказов не то что не уменьшилась, а, напротив, увеличилась в 2014 году. Зато россияне стали значительно меньше заказывать по телефону, причем 35% таких заказов приходится на Москву.
Продавцы не напрасно прикладывают все усилия для создания лояльной аудитории. 62% респондентов заявили, что у них есть любимые российские интернет-магазины (в прошлом году – 57%). При этом самыми важными аргументами в пользу того или иного магазина являются ассортимент и качество товаров и обслуживания.
В 2014 году доля опрошенных, совершавших спонтанные (незапланированные) покупки составила 63% (57% в 2013 году). В российских интернет-магазинах таких покупок было 17%, а в зарубежных – 29%. 50% респондентов уверены, что совершили последнюю покупку со скидкой.
Покупатели стали чаще пользоваться своими правами: за год доля тех, кто возвращал товар в магазин, выросла с 51% до 63%. При этом с 12% до 21% выросла доля покупателей, получивших некачественный товар из магазинов за рубежом.
За последний год значительно увеличилось количество респондентов, совершавших покупки в иностранных интернет-магазинах. Их доля выросла с 36% в 2013 году до 50% в 2014. Однако услугами отечественных онлайн-магазинов по-прежнему пользуются 90% опрошенных.
Основной причиной обращения россиян к зарубежным продающим сайтам является более низкая цена. Кроме того для многих опрошенных имеет значение широкий ассортимент и качество товаров. Особенно сильно выросла популярность китайских интернет-магазинов вообще и Aliexpress в частности. К ним обращались 39% респондентов (25% – в 2013 году). В то же время доля покупок в англоязычных магазинах выросла за год всего на 4% – с 21% до 26%.
Причины же, по которым соотечественники отказываются от покупок за границей – отсутствие необходимости, долгие сроки доставки и опасения стать жертвой мошенников. Следует отметить, что российских интернет-магазинах покупатели тратят больше, чем в зарубежных. Средняя стоимость заказа в российском интернет-магазине составляет 6591 рубль, а в зарубежном — 3945.
Кроме того, значительно отличается профиль покупок на российских и зарубежных сайтах. Дома заказывают, в основном, мелкую бытовую технику, одежду и обувь, мобильные телефоны и планшеты, за рубежом — одежду и обувь, детские товары, косметику и парфюмерию (в англоязычных странах) мобильные телефоны и планшеты (в Китае).
Следует также отметить, что доля покупок в кредит в российских онлайн-магазинах незначительна. Только 3% респондентов сообщили, что брали ссуду на последнюю покупку. При этом в малых городах их берут чаще, чем в больших. И если в 2013 году доля тех, кто отказался от покупки из-за невозможности взять целевой кредит, составляла 20%, то в 2014 году она снизилась до 16%.
Позволяют наглядно изложить процесс мышления, идеи.