Как в банке. Государство озаботилось защитой личной информации клиентов в экосистемах и наказаниях за ее разглашение
Роспотребнадзор предложил ввести аналог "банковской тайны" для экосистем. Такой режим сможет гарантировать сохранность данных пользователей в пределах платформы. При этом бизнес без дополнительных трудностей сможет использовать сведения о клиентах для повышения качества услуг.
Презентация Роспотребнадзора была представлена на совместном круглом столе АНО "Цифровая экономика" и Минэкономразвития.
"Потребитель может допустить неограниченное использование своих персональных данных "доверенной средой" — экосистемой с выгодным портфелем услуг и высоким уровнем технологичности, защиты, клиентоцентричности. Необходим аналог "банковской тайны" для экосистем (режим, гарантирующий, что данные не будут переданы за пределы экосистемы)", — говорится в ней.
В документе указано и на другие вероятные проблемы, как то:
- манипулирование сознанием покупателя;
- формирование пользовательских привычек, ограниченный выбор поставщиков услуг;
- непрозрачность ценообразования;
- деградация услуг;
- размытие ответственности;
- навязывание сервисов;
- невозможность компаний выстроить собственные отношения с потребителем;
- появление внутренней конкуренции между элементами экосистемы.
В Роскомнадзоре отметили, что в законах уже прописано соблюдение тайны личных данных, однако важно то, что их чрезмерный сбор и обработка зачастую происходит без доброй воли пользователя. В результате экосистема погружает человека "в так называемый информационный пузырь, когда информацию и мнения доводят ограниченно, якобы подстраивая под него в "его интересах".
В ведомстве считают необходимым разработать систему санкций (штрафов) для экосистем, учитывающую различную степень нарушений.
"Возможно, сегодня надо направить фокус обсуждения не на введение новых законодательных требований, а на совершенствование правоприменения текущего законодательства и отдельные коррекции, учитывающие специфику экосистемных правоотношений", — высказала мнение заместитель директора департамента банковского развития Ассоциации банков России Елена Самохина.
В Сколково напомнили, что в Европе уже существует единое регулирование для персональных данных, которое позволяет участникам совместно использовать данные к своей выгоде, но оставляет клиенту право распоряжаться личной информацией и ограничивает свободу действий компаний. Эксперты считают, что прямой запрет и наложение тайны могут негативно повлиять на клиентский опыт.
Мнения представителей банковской отрасли на этот вопрос расходятся: есть те, кто считает, что ужесточение регулирования защитит клиентов экосистем, и те, кто полагает его излишним.
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.