Интернет-магазины вписали себя в ГОСТ
Российская e–commerce – отрасль с годовым оборотом 405 млрд рублей – наконец-то закрепила базовое для себя определение в ГОСТ.
Впервые в России на федеральном уровне появилось официальное определение понятия "интернет-магазин". До этого онлайн-торговля – отрасль с годовым оборотом 405 млрд рублей – жила без него.
20 ноября технический комитет ВНИИС (Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации) согласовал окончательную редакцию ГОСТ "Торговля. Термины и определения". Планируется, что стандарт вступит в силу с 1 июля 2014 г. В нем закреплено следующее определение:
"Интернет-магазин – часть торгового предприятия /торговой организации или торговая организация, предназначенная для предоставления покупателю посредством сети Интернет сведений, необходимых при совершении покупки, в том числе об ассортименте товаров, ценах, продавце, способах и условиях оплаты и доставки, для приема от покупателей посредством сети Интернет сообщений о намерении приобрести товары, а также для обеспечения возможности доставки товаров продавцом либо его подрядчиком, по указанному покупателем адресу либо до пункта самовывоза.
Итак, в определении есть 4 ключевых момента
- интернет-магазин – это не сам сайт, а бизнес или часть бизнеса;
- покупатель получает через сайт необходимую для покупки информацию;
- клиент имеет возможность известить продавца через Интернет о своем намерении сделать покупку;
- интернет-магазин (сам либо через подрядчика) обеспечивает доставку хотя бы до пункта самовывоза.
Формулировка была разработана Ассоциацией компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ), объединяющей представителей российской e-commerce. АКРЭТ внесла и другие существенные поправки в ГОСТ. Наиболее важные из них касаются определения "дистанционная торговля".
АКРЭТ не согласилась с попытками полностью отождествить понятия "дистанционная торговля" и "интернет-торговля" (в таком случае любая продажа любого интернет-магазина считалась бы дистанционной, т.е. на нее распространялось бы действие Правил продажи товаров дистанционным способом). В итоге в ГОСТ вошло определение, разработанное АКРЭТ:
Дистанционная торговля: форма торговли, осуществляемая на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, на интернет-сайтах, либо представленным на фотоснимках или с использованием средств связи (телерадиореклама, телемагазин, почтовая связь, электронная торговая площадка и другие средства связи) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара до осуществления оплаты за товар. (курсив редакторский).
ГОСТ – не закон, но он дает общее определение, которое потом учитывается при доработке уже существующих и разработке новых законов.
Работа над проектом ГОСТ заняла, по словам исполнительного директора АКРЭТ Ивана Кургузова, чуть более года. В ней активно участвовали российские интернет-магазины.
"Поправки в ГОСТ назрели давно и обсуждались в Подкомитете ТПП по удаленной торговле еще с октября 2012 года. Однако в процессе обсуждения выяснилось, что у разных представителей подкомитета разное мнение о будущем интернет-торговли. Например, некоторые участники подкомитета считали, что вся интернет-торговля по умолчанию дистанционная. В то время, как по нашему мнению, интернет-продажа может быть дистанционной, а может и не быть", – рассказывает Иван Кургузов.
Поэтому АКРЭТ начала разрабатывать свои собственные определения. Они обсуждались внутри Ассоциации и с другими представителями e-commerce. А в октябре на крупнейшей конференции "Электронная торговля" было организовано открытое обсуждение со всей отраслью, в котором участвовали и представители ВНИИС.
По его результатам эксперты АКРЭТ доработали определения и направили их во ВНИИС. В итоге эти определения вошли в окончательный вариант ГОСТ.
"Мы надеемся, что принятие нового ГОСТ станет только первым шагом, – отмечает Иван Кургузов. – Следующим логичным шагом будет привести в соответствие стандарту Правила продажи товаров дистанционным способом. Сейчас правила фактически дискриминируют онлайн-торговлю, т.к. разрабатывали их давно и, в первую очередь, в расчете не на интернет-магазины, а на другие виды удаленной торговли".
В АКРЭТ уже подготовили пакет поправок, которые планируется обсудить в Подкомитете ТПП по удаленной торговле.
Ассоциация компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ) – отраслевой союз интернет-магазинов. Его миссия – способствовать развитию российского рынка интернет-торговли, увеличить долю добросовестных продавцов, улучшить отношение к отрасли в обществе, СМИ и государственных органах.
В состав АКРЭТ входят: Holodilnik.ru, "Альпиндустрия", "Аудиомания","Баусервис", Mebelion.ru, Gretta.ru, Xcom-shop.ru, "Климат-Мастер", Oborot.ru, Superpovar.ru, "Младенец.ru", "Тритон", Apitcomp.ru, Fitnesspoint.ru, "Четыре сезона", Techport.ru, Gamepark.ru, Nextgame.net, Deoshop.ru, Babysecret.ru.