подписка
Подписаться
12/08/2016

Интернет-магазинам предложили третейский суд

Интернет-магазинам предложили третейский суд

29 июля Минэкономразвития разослало во все профильные организации письмо с предложением создать онлайн-платформу для арбитража споров между интернет-магазинами и покупателями. Вчера представители ecommerce и потребсоюзов ответили на эту идею. В своем совместном письме Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ), Российская организация электронных коммуникаций (РАЭК), Международная конфедерация обществ потребителей (КОНФОП) и Союз потребителей предложили ведомству свою схему "третейского суда" между потребителями и интернет-магазинам.

В письме идею внесудебного урегулирования подобных споров называют правильной и своевременной. Приводится статистика: за последние 5 лет число обращений граждан в Роспотребнадзор по вопросам, связанным с дистанционным способом продажи, выросло в 5,4 раза (до 8,6 тыс.), а их доля среди всех обращений по непродовольственной торговле увеличилась с 2 до 8%. 

Однако, замечают представители отрасли, для создания такого механизма не хватит ресурсов ни Роспотребнадзора, ни Минпромторга, ни даже саморегулируемой организации онлайн-продавцов. Выходом, по мнению авторов письма, может стать создание Центра альтернативного разрешения споров в интернет-торговле, который будет работать на основе договоров с интернет-магазинами. При этом менять законодательство не придется: сотрудничество с центром будет делом добровольным. 

"Такой механизм не должен быть обязательным для участников рынка, а его добровольное использование должно стать для них конкурентным преимуществом", – говорится в письме.

Центр будет заключать лицензионные договоры с заинтересованными интернет-магазинами. Продавец сможет разместить у себя на сайте и в любой рекламной информации знак Центра, гарантирующий потребителю, что если у него будут претензии, то спор рассмотрит независимый арбитраж. Взамен интернет-магазин будет отчислять Центру до 0,1% от продаж. Как вариант – авторы письма предлагают дифференцировать сумму отчислений в зависимости от товарной категории и риска получения рекламации.

Центр будет вести онлайн-прием жалоб, регистрировать их и переадресовывать продавцам. Если покупатель останется недоволен ответом за Центром остается окончательное решение. Среди санкций, которые могут быть вынесены продавцу: денежный штраф, предупреждение об отзыве лицензии на право использования знака Центра, отзыв лицензии, а также обращение в суд с иском в защиту потребителя.

По мнению авторов письма, подобная схема работы не потребует бюджетных трат и не введет дополнительного административного регулирования рынка онлайн-торговли. Ее предлагают применять также и в отношении кроссбордерной торговли. "Такой механизм без охвата импорта товаров, доминирующего в обороте интернет-торговли, потеряет смысл, а в отношении экспорта российских товаров и услуг он мог бы стать фактором повышения их конкурентоспособности на зарубежных рынках", – говорится в письме.

В перспективе механизм должен работать на всей территории ЕАЭС, но для начала предлагается создать и отработать его в России.  

Что касается предложения Минэка создать "гарантийный фонд" для покрытия рисков, куда интернет-магазины отчисляли бы определенные суммы, эксперты не считают эту идею целесообразной: "Вряд ли продавцы согласятся на длительное омертвление части свои оборотных средств, да в этом и не будет необходимости при эффективной работе данного механизма", – отмечается в письме.

Минэкономразвития также продвигало идею регистрации интернет-магазинов в чем-то вроде реестра добросовестных продавцов. В профильных организациях предложили сформировать такой реестр прямо на сайте будущего Центра – в виде списка продавцов, заключивших с ним договоры.

"Если проект будет успешным и охватит основную часть интернет-продавцов, может быть поставлен вопрос о включении продавцов в государственный реестр как обязательном условии занятия интернет-торговлей", – говорится в письме. 

Прокомментировать
Читайте также
27/08/2020
Минпромторг может создать список невозвратных товаров для онлайна
ТПП РФ обратилась в Министерство с предложением создать перечень товаров, которые покупатели не смогут вернуть просто по своему желанию. Сейчас такой список действует только для традиционной розницы. Что в него входит?... Подробнее
Александра Васильева
Практикующий юрист, Самозанятость
05/12/2019
Интернет-магазин vs покупатель: Часть 1
Разбираем вместе с юристом типичные конфликты интернет-магазинов с покупателями. ... Подробнее
qualified
27/01/2017
Запретить АлиЭкпресс ?? 16
asder:

Вчера послал произвоителя, с которым работал 5 лет Он из РФ, Все сырье из РФ поднял цену мне на 60%. Я спросил, почему, говорит, что не выгодно ему, не получается накрутить прилично, голодает бедолага)), а оборот упал, логика пипец, поднял цену, теперь он упал еще больше.

Вы думаете сырьё не подорожало, а система Платон, Закон Яровой и другая "помощь бизнесу"? А зарплату какую он должен платить, если на работяг повесили всё, и ремонт домов и вывоз мусора, и кадастровый сбор? А в магазинах тоже ничего не подорожало, люди чем должны питаться, на помойке что ли? Свернуть
asder:Вчера послал произвоителя, с которым работал 5 лет Он из РФ, Все сырье из РФ поднял цену мне на 60%. Я спросил, почему, говорит, что не выгодно ему, не получается накрутить прилично Еще...
Форум Тенденции развития Российские тенденции
12/08/2016
ФАС предлагает обложить кросс-бордер НДС
Антимонопольная служба обсуждает как обязать зарубежные интернет-магазины регистрироваться в России
... Подробнее
11/08/2016
"Ситилинк" завоевывает Сибирь
Электронный дискаунтер "Ситилинк" открывает полноформатные торговые точки в Сибири. В компании рассчитывают, что расширение сети поможет удержать долю на растущем рынке интернет-продаж... Подробнее