Длинная "Черная пятница" снижает активность покупателей в Москве
В Москве Shopping Index (количество посетителей на 1 тыс. м² торговой площади) в период "Черной пятницы" практически не изменился по отношению к обычным дням. В этом году распродажа проходила с 25 ноября по 1 декабря. Рост в эту неделю, по данным Watcom Group, составил всего 0,5% по сравнению с предыдущей.
При этом в прошлом году Shopping Index в столице вырос в неделю распродаж на 6,9%, а в позапрошлом – на 4,2%. Непосредственно в пятницу, главный день акции, показатель оказался на 1% ниже, чем годом ранее.
Президент Watcom Group Роман Скороходов считает, что виной тому излишне агрессивные маркетинговые ходы ритейлеров, в том числе специально продлеваемая "Черная пятница". К тому же свою роль сыграло то, что скидки были объявлены не на самые востребованные товары. Эксперт отмечает, что за неделю до акции, когда реклама еще не была настолько навязчивой, Shopping Index вырос на 3,5% неделя к неделе.
Руководитель Hi-Tech Mail.ru Дмитрий Рябинин также указывает на то, что некоторые ритейлеры начали распродажи за месяц до официального старта акции, и почему-то назвали их тоже "Черной пятницей". Эксперт полагает, что это сугубо российский тренд.
Однако следует отметить, что, к примеру, Walmart начал распродажу на два дня раньше прочих продавцов (27 ноября), а до этого в течение двух недель на сайте компании можно было найти предварительные акции. В Великобритании и вовсе считают, что название "Черная пятница" давно следует заменить на "Черный ноябрь".
Есть и другие причины, почему москвичи не стремятся в магазины в "Черную пятницу". По данным опроса, проведенного платежной системой "Мир", 66% россиян уверены, что незадолго до распродажи цены завышают специально, 62% полагают, что продавцы таким образом избавляются от неликвидного товара, а 72% видят в акциях только желание ритейлеров привлечь покупателей в магазины.
Эксперты считают, что от "Черной пятницы" выиграли в этом году, в основном, интернет-продавцы. Это подтверждают и данные самих онлайн-ритейлеров.
В регионах, как отмечает гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров, доля онлайн-продаж ниже, а значит, и посещаемость традиционных магазинов во время акции оказывается выше. В Watcom Group подтверждают: в Санкт-Петербурге Shopping Index во время распродаж увеличился на 4,4% неделя к неделе, а непосредственно в период "Черной пятницы" вырос на 1,1% год к году. Руководитель направления "Промо" интернет-магазина Ozon Павел Кобелев указывает, что количество заказов выросло год к году в Новосибирске в 4,5 раза, в Краснодаре — в 3 раза, в Екатеринбурге — в 2,7 раза.