Дешевые товары будут в фаворе
Экономический спад практически не отразился на предновогодних продажах – россияне подготовились к праздникам с привычным размахом. Тем не менее, в новом году предпочтения покупателей неминуемо изменятся.
В декабре минувшего года прирост затрат населения на домашнее потребление составил 21,6% по отношению к ноябрю, что соответствует динамике за аналогичный период 2007 года (+20,9%). Величина годового прироста составила 40,1%, говорится в исследовании "РОМИР". В декабре незначительно выросла доля продовольственных расходов – с 73% до 75%. При этом россияне переключаются на более дешевую продукцию, отмечает аналитик "Банка Москвы" Сабина Мухамеджанова. Гипермаркеты типа дискаунтеров начали пользоваться большей популярностью у потребителей. Так, на протяжении трех кварталов 2008 года в магазинах-дискаунтерах "Магнит" отмечалось снижение трафика продаж, а в четвертом квартале этот показатель был положительным, отмечает "Финам". В дальнейшем ожидается также рост спроса на отечественные товары, стоимость которых из-за девальвации рубля уменьшится в меньшей степени, чем импортных.
В ноябре в сегменте непродовольственных товаров наблюдался рост продаж бытовой техники, одежды и обуви: россияне решили не откладывать крупные приобретения и воспользовались скидками, которые активно предлагали ритейлеры. А вот в 2009 году потребители предпочтут "затянуть пояса" и ограничатся самими необходимыми товарами – продавцам импортной техники и товаров категории "люкс" придется нелегко. Во время экономического спада начинает действовать так называемый "эффект помады" (lipstick effect). Например, при отсутствии средств на дорогое манто покупательница ограничится тюбиком губной помады. А вот манто останется непроданным.
Таким образом, российским ритейлерам придется "перекраивать" ассортимент в пользу более дешевых товаров (и притом, отечественных – девальвация рубля обуславливает удорожание импортных товаров). Неплохо будут расходиться приятные безделушки. Но, впрочем, это в большей степени окажется на руку офлайновым ритейлерам – в интернет-торговле процент "импульсных" покупок значительно меньше.
Печальный прогноз выдает Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования. По оценкам ЦМАКП, в наступившем году рост оборотов розничной торговли окажется практически нулевым, сообщает "Коммерсант".
Рассмотрим предложения и по подростковому ассортименту. Свернуть