Депутаты предлагают разрешить торговлю алкоголем в Сети
В Государственную думу на этой неделе будет внесен законопроект заместителя председателя комитета по экономической политике и предпринимательству Виктора Звагельского о торговле алкоголем в Сети.
Эксперты отмечают что в интернете сейчас, зачастую, продается самодельный или даже контрафактный алкоголь. Если этот законопроект будет принят, торговля алкоголем наконец-то может стать более легальной, что повлечет за собой всплеск онлайн-торговли продуктами питания.
Как сообщает РБК, согласно законопроекту, для продажи алкоголя через Интернет нужно будет получать специальную лицензию (ее стоимость составит 800 тысяч рублей в год). Разрешение на этот вид деятельности смогут получить лишь компании, у которых уже есть действующая лицензия на производство или оптовые продажи алкоголя.
По словам депутата, действующий запрет на торговлю алкоголем в Интернете не работает, поэтому необходимо создать условия для работы де-факто существующего рынка.
Предлагается, что контроль над онлайн-торговлей алкоголем будет возложен на Росалкогольрегулирование (РАР). Регулятор начнет выдавать лицензии и вести реестр доменных имен легальных интернет-магазинов. Если на каком-либо сайте, не входящем в реестр, появится предложение купить алкоголь, такой ресурс должен быть заблокирован Роскомнадзором без судебного решения.
Владельцы небольших онлайн-магазинов опасаются, что принятие законопроекта, наоборот, усложнит их работу. "Для небольших, но "белых" онлайн-магазинов требования оптовой лицензии, которая стоит 800 тыс. рублей, неподъемны, у нас не те обороты. Многим придется уйти с рынка", – заявил представитель одного из них.
Звагельский с этим не согласен. "Небольшим магазинам, работающим с курьерами, имеющим базу клиентов, возможно, есть смысл договариваться с крупными оптовиками, которые возьмут на себя лицензионные затраты. А онлайн-магазины в рамках этого договора уже будут работать с конечными клиентами", – считает депутат.
Ранее Комитет производителей алкогольной продукции разработал пакет документов, который должен регулировать торговлю алкоголем в Сети, включая создание реестра легальных магазинов спиртных напитков и ограничение торговли оплатой исключительно по банковским картам.
Некоторые считают, что торговля алкоголем в Сети сейчас запрещена, но это не так. На самом деле, в России постановлением правительства № 612 от 27 сентября 2007 года "Об утверждении Правил продаж товаров дистанционным способом" была запрещена дистанционная торговля алкоголем. "Не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации", гласит 5-й пункт этого документа.
Oborot.ru не устает напоминать, что интернет-торговля алкоголем как таковая в России не запрещена. У интернет-магазинов есть возможность торговать алкоголем и сейчас. Например, по образцу, через разъездную торговлю, торгуя специально изготовленным алкоголем для каждого конкретного покупателя, как это делают рестораны. По закону, покупка, при которой потребитель имеет возможность ознакомиться с продукцией до совершения сделки, дистанционной не является. При этом нигде не прописано, что покупатель обязан знакомиться с образцом товара непосредственно в этом магазине, он может провести пробу товара где угодно.
Отдельно стоит отметить, что в 1998 году автор законопроекта Виктор Звагельский купил мытищинский ликеро-водочный завод "Красная звезда", а с 2005 по 2007 годы был заместителем генерального директора ФГУП "Росспиртпром" — крупнейшего государственного предприятия в области спиртоперерабатывающей промышленности. Также стоит сказать, что депутат являлся автором сразу целого ряда законов, облегчающих жизнь водочной отрасли.
Развернутой статистики онлайн-продаж спиртного в России нет. По данным “Яндекс”, услугами интернет-ресурсов алкогольной тематики пользуются обеспеченные слои населения, возраст которых в 96,4% случаев больше 18 лет, средняя стоимость продаваемой таким образом бутылки составляет около 1 тыс. рублей.
По оценке директора отраслевого агентства ЦИФРРА Вадима Дробиза, сейчас объем продаж легальной алкогольной продукции через интернет не превышает 30–35 млн бутылок в год – это не больше 1% от всего рынка. А в США доля интернет-торговли в продажах алкоголя составляет 40%.