Бунт курьеров: в Европе сотрудники служб доставки увольняются и создают независимые кооперативы
Столкнувшись с несправедливостью гиг-экономики, курьеры сами находят решения, позволяющие нормально зарабатывать. Примером стал лондонский кооператив Wings, основатель которого Рич Мейсон сам имеет безрадостный опыт работы на большие агрегаторы.
По его словам, работая на такой сервис (какой именно, Мейсон не указывает), он иногда получал всего лишь 10 фунтов в день. Это меньше тысячи рублей, продить на такую сумму в Великобритании нереально. При этом возможности обсудить свои проблемы с руководством не было – вся работа курьера осуществлялась через приложение.
В июне нынешнего года Мейсон основал свой кооператив, который занимается доставкой блюд из локальных ресторанов лишь в одном районе на севере Лондона. Предприниматель получил господдержку в размере £20 тысяч и гранты от различных фондов. Теперь вело-курьеры Wings получают гарантированную плату в размере £11,05 (почти 1100 рублей) в час – прожиточный минимум в Великобритании.
Из-за этой гарантии кооператив не может пока выйти на безубыточность. По расчетам Мейсона, понадобится еще £500 тысяч инвестиций, не менее 100 курьеров и около четырех лет работы, чтобы начать получать прибыль. Разумеется, если доставка и дальше будет осуществляться на велосипедах, которые не требуют дополнительных затрат на топливо. Однако предприниматель не унывает и уверен, что именно благодаря кооперативной модели бизнеса сможет получить необходимые вложения.
Курьеры Wings работают через приложение CoopCycle, разработанное в Париже. Оно отслеживает курьеров и позволяет управлять заказами из магазинов и ресторанов. Французская компания взимает со своих клиентов 2% дохода и уже предоставила программное обеспечение уже 75 кооперативам по всей Европе, причем большинству из них меньше полугода.
Такая статистика указывает на закономерную тенденцию: работающие на крупные компании курьеры не защищены социально, поэтому и считают правильным создавать свои кооперативы.
В Великобритании яркой иллюстрацией негативного отношения к агрегаторам как работодателям стало провальное IPO Deliveroo, незадолго до которого вскрылись факты беспрецедентно низкой зарплаты курьеров.
Другая компания в стране – Just Eat – вскоре после этого начала принимать курьеров в штат и обеспечивать им хотя бы минимальный социальный пакет.
В Евросоюзе также всерьез взялись за "платформенную занятость" и собираются законодательно регулировать трудовые права таких работников. По мере того, как эта практика будет распространятся, агрегаторам станет все труднее зарабатывать.
По словам экономиста из Лондонской школы экономики Джорджа Майера, большим приложениям пока удавалось доминировать в отрасли благодаря огромным инвестициям, которые тратились на повышение лояльности аудитории и создание ПО. Однако при этом все эти сервисы оставались убыточными.
Из крупных компаний только DoorDash в США вышел на прибыль, да и то это случилось по итогам II квартала 2020 года, когда в стране был жесткий локдаун, а позже снова начал нести убытки.
Майер считает, что большинство таких компаний обанкротится до конца десятилетия, но зато у кооперативов есть перспективы.
Полезная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.