Будущее рынка платежей - за электронными кошельками
Электронные кошельки будут становиться все популярнее, а платежи встроятся в многофункциональные приложения. Тарифы на эквайринг постепенно будут снижаться и, возможно, исчезнут совсем. Эти и другие тренды рынка платежей обозначили в исследовании эксперты консалтинговой компании Bain & Company.
Вот основные "течения", выделенные Bain & Company.
- Платежи станут лишь одной из услуг в многофункциональных приложениях. Это уже реализовано в странах Азии. Китайский мессенджер WeChat сейчас дает возможность пользователям сыграть в игры, продать либо купить что-то и оплатить покупку. Приложения Grab и Go-Jek запускались в качестве сервисов онлайн-заказа такси, а сейчас предлагают возможность купить билеты, забронировать отель, заказать доставку еды, уборку и прочее.
- Платежи с помощью электронных кошельков будут все популярнее. На такой способ оплаты в 2022 году будет приходиться почти половина всех платежей онлайн и более четверти платежей в офлайновых магазинах. В Азиатско-Тихоокеанском регионе: уже сейчас доля электронных кошельков составляет 52% для покупок в онлайн-магазинах и 27% в офлайне.
- На фоне активной конкуренции разных компаний и распространения технологий будет снижаться стоимость платежей. В результате они могут стать бесплатными для обеих сторон. Некоторые приложения, например, сингапурское GrabPay, уже сделали платежи бесплатными в стремлении привлечь новых клиентов. Они добирают прибыль оно за счет монетизации других сервисов. На очереди – трансграничные платежи, а это уже серьезная угроза для банков, которые получают прибыль за счет переводов за границу.
- По мнению аналитиков Bain, еще одним конкурентом традиционным способам оплаты могут стать криптовалюты. Однако это пока не касается России, где хождение криптовалюты законодательно ограничено государством.
Эксперты Bain & Company сами указывают, что их прогнозы могут иметь региональные особенности. Если в Азии многие страны успешно "перепрыгнули" период популярности банковских карт, то в США до сих пор принято расплачиваться кредитками или выписывать чеки, а в Германии чаще платят наличными.
В России компания отмечает большие перемены в сегменте потребительских платежей. "Продолжается общий рост безналичных платежей, бурно развиваются "бесконтактные" платежи c использованием Apple Pay, SamsungPay и прочих систем. Мы наблюдаем появление новых систем с использованием QR-кодов: в этом году Банк России запустил СБП (систему быстрых платежей), схожую систему также запустил Сбербанк. В целом Россия следует, а в чем-то даже и опережает тренды других стран по развитию разнообразных возможностей безналичных платежей", – отметил партнер Bain & Company Олег Гейлер.
Но затем вдруг стыдным стало - торговать в союзе...
Нынче годных продавцов сосчитать по пальцам,
Подло давит Яндекс.Маркет, Сбером прикрываясь!
Вот уж пятый год пошел, ни конца ни края,
Но верю я в честной народ, он нашу Родину спасет Свернуть
Все похоже на то, что доходы гос. банков от эквайринга никто не собирается снижать, но создать видимость озабоченности надо. Свернуть
Денис Демидов Генеральный директор, AvtoGSM.ru |
Думаю, аппаратный вес Эльвиры Сахипзадовны примерно сопоставим с весом Германа Оскаровича и Андрея Леонидовича. К тому же, давить из-за того, что "сверху" видится как перекладывание денег из одного коммерческого сектора экономики в другой смысла особого нет.
А так - появляется рыночный инструмент. Хотят ритейлеры стимулировать покупателей, чтобы те платили через СБП - пусть навешивают за счет своей экономии "плюшки" и бонусы, как это делают сейчас банки и платежные системы, или еще как-то стимулируют, варианты будут. Если начнется переток покупателей в систему быстрых платежей, банки и ПС сами начнут переговоры о снижении комиссий. Т.е., ЦБ дает инструмент, но воспользуется ли им ритейл - вопрос, потому что скорее всего разницу просто запланируют сложить в карман. А если так - то и перетока покупателей туда не будет, не будет стимула. Свернуть