Booking.com предлагают запретить в России
Руководитель ГК "Свой туристический сервис" Сергей Войтович предложил Министерству культуры РФ включить в пакет контрсанкций агрегатор гостиничных номеров Booking.com и заблокировать ресурс на территории нашей страны. Бизнесмен считает, что данная мера поддержит отечественную туристическую индустрию.
В открытом письме Войтович сообщил, что считает нужным запретить в России Booking.com в первую очередь из-за положения монополиста, которое приобрела здесь эта система бронирования. Более 70% продаж российских гостиниц контролируется американской корпорацией Booking Holdings. При этом компания получает доступ к большому количеству сведений о российских туристах и безопасность обработки и хранения таких данных находится под вопросом. И если бы аналогичная ситуация сложилась в США, там, по мнению эксперта, власти принудили бы госучреждения отказаться от услуг российской компании, как в случае с "Лабораторией Касперского".
Кроме того, Войтович упирает на частоту случаев, в которых Booking.com нарушал права потребителей и, не имея туристической лицензии в России, позволяет себе игнорировать требования Роспотребнадзора.
Удобство и простота американского ресурса должны стать примером для российских разработчиков на пути к импортозамещению. И если Booking.com все-таки станет недоступен на территории нашей страны, в России появятся отечественные альтернативы, при этом прибыль от их работы останется в стране и позволит вкладываться в развитие внутреннего турима, считает Войтович.
Другие представители туристического рынка отнеслись к идее без энтузиазма. Руководитель департамента въездного туризма многопрофильного туристического холдинга Александр Макляровский считает такой шаг бессмысленным. "В любом случае вместо Booking должен быть другой сервис, и, скорее всего, он будет западным", – сказал эксперт журналистам РИА "Новости". Кроме того он полагает, что мера может сказаться в большей степени на российских отелях, в то время как американский ресурс даже не заметит оттока клиентов из нашей страны.
У иностранных туристов в России также могут возникнуть сложности, считает вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов. "Структура туристических предпочтений такова, что большая доля гостиничных номеров бронируется, минуя туроператоров. Туроператорские компании не в состоянии взять на себя тех путешественников, которые пользуются Booking.com", – говорит он.
Запрет сервиса Booking.com лишит россиян возможности выбора, хотя жестче регулировать работу сервиса с российскими потребителями необходимо, считает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее мнению, Booking.com, как и другие аналогичные агрегаторы и системы бронирования гостиниц, необходимо приравнять к туроператорам с точки зрения ответственности перед клиентами. "Также существует проблема неоправданно высокой комиссии, которую этот ресурс берет с гостиниц", – приводит ее слова "Интерфакс-Туризм".
Это не первая общественная претензия к Booking.com. Ранее в Федеральную антимонопольную службу поступала жалоба от председателя экспертного совета по туризму при комитете Совета Федерации по социальной политике Игоря Фомина. Он обращал внимание ведомства на ограничительное условия ресурса, по которому российским отелям запрещено выставлять в других каналах продаж более низкие цены. Что позволяет перетягивать на себя значительную долю рынка при том, что комиссия за размещение высока, а административная нагрузка – минимальна. Однако, в ФАС не нашли нарушений в работе Booking.com и не смогли установить доминирующее положение этого портала на отечественном рынке.