подписка
Подписаться
15/02/2016

Иностранные ИМ хотят заставить платить налоги в России

Для выравнивания условий работы иностранных и российских продавцов на рынке, следует обязать зарубежные интернет-площадки платить налоги на территории России, считает президент Ассоциации компаний электронной торговли Алексей Федоров. В первую очередь речь идет о налоге на добавленную стоимость, от которого избавлены такие компании, как, например, AliExpress, JD и eBay.

Такое предложение глава АКИТ высказал на заседании рабочей группы по регулированию трансграничной торговли, которая была создана для исполнения поручений президента по итогам декабрьского форума "Интернет Экономика 2015". В ближайшее время АКИТ начнет обсуждать с органами власти механизмы, обязывающие иностранных продавцов становиться налоговыми резидентами России.

В комментариях РБК Федоров пояснил, что российский рынок сейчас находится в правовом вакууме, поскольку семь лет назад "никто ни о каком кросс-бордере не слышал". Если не заниматься вопросами регулирования онлайн-торговли, доля кроссбордера будет только возрастать, что скажется и на офлайн-ритейле, считает глава АКИТ. По самым пессимистичным оценкам, к 2020 году российская интернет-торговля может просто исчезнуть. 

"Мы медленно и плавно идем к смерти российского интернет-ритейла. Нам нужно госпитализировать его, если мы будем тянуть – мы его потеряем", – заявил Федоров и считает, что такое положение дел пора менять. "В других странах крупные игроки добровольно идут на регистрацию, платят НДС не в стране, где товар был произведен, а там, где его приобрел потребитель", – заявил Федоров. В разных странах существуют разные условия получения иностранным интернет-магазином статуса налогового резидента: в частности, это может происходить, когда годовой оборот площадки в данной стране превышает определенную отметку — например, €100 тысяч, развил мысль собеседник издания. По его словам, этот способ не затронет маленьких игроков и маркетплейсы, например, тот же AliExpress, поскольку они сами не занимаются непосредственно торговлей.

Инициатива главы АКИТ встретила поддержку у заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Дмитрия Сатина, который подчеркнул, что следует помнить об интересах российских потребителей и, например, одним из решений могло бы стать снижение порога беспошлинной торговли. 

С одобрением к предложению Федорова отнесся и советник президента Герман Клименко, который полагает, что у всех игроков российского рынка должны быть равные права и обязанности. Впрочем, именно введение НДС он считает малореалистичным: "На практике будет работать плохо: как сотни тысяч компаний мелких и крупных продавцов, собранных в агрегаторах, смогут зарегистрироваться в качестве налогоплательщиков у нас?"

В этом пункте Клименко поддерживает глава российского eBay Владимир Долгов. "Обязать иностранные торговые площадки платить НДС в России — непростая задача, – говорит Долгов. – Большинство продавцов на eBay являются частными лицами, и обязать каждого из них регистрироваться в России для уплаты налогов попросту невозможно".

По словам Федорова, вопрос с большим количеством таких "частников" может быть решен, если обязать онлайн-площадки следить за уплатой налога: "Транзакции, которые проводят покупатели, проходят сначала напрямую через AliExpress, а уже затем площадка расплачивается с продавцами. Так что AliExpress может сам стать регулятором".

Руководитель российского подразделения JD.com Александр Васильев, заявил, что для JD, как для онлайн-магазина, регистрация в России не будет сложной с юридической точки зрения, но для частных продавцов на AliExpress это станет проблемой. Такие предприниматели, как правило отправляют свои товары из Китая по почте, не оформляя возврат НДС у себя в стране, и в понимании государства это не является экспортом. "Если их обяжут платить налог в России, им придется делать это дважды, что в конечном счете отразится на цене товара и, как следствие, ударит по кошелькам потребителей", — уверен Васильев.

Руководитель развития бизнеса AliExpress в России и СНГ Марк Завадский на встрече не присутствовал, но позже рассказал журналистам РБК, что в Alibaba.com готовы принимать активное участие в диалоге государства и бизнеса по вопросам регулирования рынка трансграничной онлайн-торговли. 

Со своей стороны генеральный директор OZON (компании-участника АКИТ) Дэнни Перекальски отметил, что не является сторонником идеи вводить ограничения для зарубежных конкурентов. По его словам, можно пойти другим путем и отменить НДС для отечественных компаний. "Будем счастливы и мы, и покупатели. Главное — создать равные условия для всех", — объяснил Перекальски.

Федоров считает, что возможны и другие способы регулирования трансграничной онлайн-торговли в нашей стране. Например, можно ввести специальный почтовый сбор для всех компаний в сфере логистики. Сумма сбора может быть фиксированной (около 300 рублей) или зависеть от стоимости посылки.

"Мы будем обсуждать различные варианты по выравниванию условий работы российских и зарубежных продавцов. Налогообложение — лишь один из них", – пообещал председатель комитета по стандартизации АКИТ Александр Логунов. Эти обсуждения ведутся в рабочей группе "Интернет+торговля", в которую входят представители российских и зарубежных онлайн-площадок.

Прокомментировать
Читайте также
17/02/2016
Зарубежным маркетплейсам "пропишут" НДС?
Профильный комитет Госдумы 16 февраля поддержал законопроект, включающий такую норму... Подробнее
mih455
13/02/2016
Anton Shishkin
10/02/2016
Какие сдать налоговую отчетность ИП удалённо? 2
По почте послать, только обратный адрес тоже российский укажите, чтобы у налоговиков совсем глазки не вылезли из орбит)))
10/02/2016
Клименко хочет примирить "алибафилов" и "алибафобов"
Герман Клименко сообщил о запланированном на 12 февраля заседании рабочей группы. На нем сторонники и противники ужесточения правил трансграничной торговли смогут обсудить спорные вопросы... Подробнее
09/02/2016
Ноготков вновь попал под прицел кредиторов
Компания Олега Малиса намерена взыскать долг с бывшего владельца "Связного"... Подробнее