Кроссбордер - двигатель торговли
По данным ВТБ24, доля покупок в зарубежных интернет-магазинов составляет 27%. Чаще всего россияне оплачивают услуги иностранных турагентств и делают покупки на eBay и площадках Alibaba Group, а также тратят деньги на авиабилеты и музыкальные композиции (iTunes и т.п.). Такой итог по восьми месяцам текущего года подвели специалисты этого банка, ориентируясь на данные интернет-банкинга по транзакциям активных пользователей пластиковых карточек ВТБ24.
В целом, в банке констатируют общий рост объема онлайн-торговли: так в этом году за январь-август 13 миллионов держателей карт потратили в Интернете 41,2 миллиарда рублей, что на 28% больше объема транзакций за аналогичный период в 2014 году. При этом средний чек изменился не сильно, сейчас он составляет 1 589 рублей против 1 508 годом ранее.
Стоит отметить, что это значение почти вдвое ниже показателей других аналитиков. Так, по данным "Яндекса" средний чек сейчас составляет около 3 200 рублей, PayMaster — 3 170 рублей, а у платежной системы Platron — 5 437 рублей. Впрочем, последние считали вместе с сегментом авиабилетов, где средний заказ стоил примерно 13 000 рублей. В данном случае на средний чек ВТБ24 большое число транзакций по "мелким" проводкам (от 200 до 1000 рублей), поскольку онлайн-банкинг очень часто используется для оплаты телефонных счетов (мобильных и городских), штрафов, муниципальных услуг и других "недорогих" вещей.
Впрочем, заказ билетов (как железнодорожных, так и авиа) и оплата услуг туристических фирм – лидируют и при онлайн-покупках на отечественных сайтах.
"Наше исследование показывает, что покупать билеты на транспорт, будь то авиарейс или железные дороги, клиенты предпочитают в Интернете, – уверяет начальник управления кредитных карт ВТБ24 Александр Бородкин. – Несмотря на сложную экономическую ситуацию и курсы валют, общий объем покупок вырос почти на треть по сравнению с прошлым годом".
При этом, в банке не сообщили насколько за год изменился объем международных заказов, но, в свою очередь, глава "Почты России" Дмитрий Страшнов, ссылаясь на произошедшие в экономике страны изменения, констатирует, что несмотря на сокращение потребительского спроса, отечественные потребители начали намного чаще делать покупки в зарубежных интернет-магазинах.
По его словам, за январь-сентябрь 2015 года государственный почтовый оператор обработал почти 80 миллионов международных отправлений, это в 1,5 раза больше, чем в 2014 году и почти в 3 раза больше, чем в 2013 году. Отдельно Страшнов подчеркивает, что такой быстрый рост числа посылок из-за рубежа практически полностью происходит за счет китайских магазинов.
Существенное увеличение доли китайского кроссбордера на фоне умеренно растущего интереса покупателей к западным интернет-площадкам отмечают и другие логистические операторы. По собственным данным SPSR Express, число доставляемых онлайн-заказов из Китая за 2014 год выросло в два раза, что очень хорошо сказалось на развитии компании, увеличившей в первом полугодии свою выручку на 21% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
По подсчетам Ассоциации компаний интернет-торговли, в этом году доля заказов из-за границы может превысить треть общего числа покупок в Сети. Для сравнения, в прошлом году этот показатель был равен уже 29,3%. Но, как полагают некоторые участники рынка, такая китайская экспансия скажется хорошо на развитии российской ecommerce. В первую очередь, как мы видим, интернет-ритейлеры из КНР активно вкладываются в нашу логистическую инфраструктуру, помогая развиваться всем компаниям, связанным с ней. Кроме того, нередко продавцы из Китая из-за низкой стоимости своих товаров становятся для населения в регионах единственной альтернативой офлайновым магазином и являются той самой "точкой входа", первой онлайн-площадкой для немалого числа россиян, "приучая" их делать покупки в Сети.