FoodPanda поглотила крупного конкурента
Инвестфонд AddVenture вместе с партнерами продал 100% акций онлайн-агрегатора услуг доставки еды и продуктов DeliveryClub. Как сообщил "Ведомостям" представитель AddVenture, покупателем стала компания FoodPanda, принадлежащая стартап-инкубатору RocketInternet. Официально сумму сделки её участники не раскрывают, но инвесторам удалось вернуть средства с прибылью, уверены в фонде.
Сингапурская компания FoodPanda занимается доставкой широкого ассортимента готовых блюд из разных ресторанов. Она представлена на рынках многих стран мира. На прошедшем в начале июня в Лондоне награждении номинантов премии "The Europas 2014", FoodPanda был выбран лучшим в номинации "Стартап года в области электронной коммерции".
Как рассказывал управляющий директор компании в РФ Сергей Сушенцев, компания "делает все для того, чтобы стать лидером сферы доставки еды в России". Вероятно, сегодняшнее приобретение – ещё один шажок к вершине пьедестала.
Между тем, FoodPanda до этой вершины ещё очень далеко. Рынок доставки продуктов питания уже "вышел из младенческой стадии", и на нём работает целый ряд небольших компаний, обслуживающих от 500 до 2000 заказов в сутки, рассказывает аналитик ИХ "ФИНАМ" Анна Зайцева. И позиции FoodPanda в стране очень скромны, по оценке, которую "Ведомостям" дал партнер RocketInternet Максим Медведев ее доля "катастрофически мала": в день компания может обслужить не более 100-150 заказов.
В то же время DeliveryClub – крупное и постоянно растущее предприятие на этом рынке. Так, директор по маркетингу агрегатора Даниил Шулейко заявил, что количество обрабатываемых за сутки заказов в среднем составляет 12 000, тогда как еще два года назад генеральный директор компании Анна Шкирина обозначала целевой показатель в 7000 заказов. "Пик в этом календарном году был 8 марта, когда за 1 час (с 7 до 8 вечера) мы получили почти 3 000 заказов", – похвастался Шулейко в беседе с Oborot.ru.
Как сообщают источники "Ведомостей", в конце 2011 года DeliveryClub оценивалась чуть менее чем в $1 млн. Уже в этом году к проекту присматривался венчурный фонд Inventure Partners и оценил его "примерно в $30 млн", рассказал управляющий партнер этого фонда Сергей Азатян. Сотрудник одного из венчурных фондов знает, что сейчас продавцы оценили компанию в $50 млн. Зайцева в своей оценке склонна считать эту сумму правдивой: "DeliveryClub, лидирующий на этом рынке, сумел оторваться от основной массы игроков и развить достаточно высокие обороты, чтобы при мультипликаторе 4 (типичном для инновационных компаний в сфере электронной коммерции) оценить его в $40-48 млн", – рассказала она Oborot.ru.
В сентябре 2012 года фонд AddVenture инвестировал в DeliveryClub $4 млн. В конце 2013 года компания привлекла $8 млн. от группы инвесторов с участием Phenomen Ventures. Зайцева считает, что смысл инвестировать в стартапы на этом рынке был 5-6 лет тому назад, а "сейчас мы видим начало консолидации и поглощения игроками друг друга". Одна из проблем, которая существенно снижает маржинальность этого бизнеса – активная конкуренция среди его участников.
Управляющий директор UFXMarkets Деннис де Йонг считает, что сделка вполне логична и выгодна, так как помогает меньшему игроку на рынке значительно расширить свои возможности и влияние. Один из игроков рынка предположил в беседе с Oborot.ru, что сингапурская компания, скорее всего, в условиях жесткой российской конкуренции просто не смогла самостоятельно показать достойные результаты, поэтому вместо поступательного развития предпочла купить самого перспективного игрока на рынке.
Аналитики UFXMarkets считают, что развитие онлайн ресурсов, связанных с доставкой продуктов питания на данный момент востребовано, так как рынок еще не заполнен, а спрос будет расти. Сейчас объем его оценивается разными экспертами в $1 млрд, а в перспективе он может увеличиваться в разы ежегодно. "Рынок продолжает расти, однако из-за экономической ситуации есть возможность того, что будет падать средний чек. По нашим прогнозам, в 2014 году рынок прирастет примерно на 15-18%", — считает Шулейко.
"AddVenture" — российский фонд венчурного финансирования (по собственному определению – фонд бизнес-ангелов). Среди самых успешных вложений фонда – сервис коллективных покупок DARBERY (более 50% акций позже выкуплены американской компанией Groupon), компании InSales и AlterGeo. Среди инвесторов фонда – основатель медиахолдинга "Пронто-Москва" Леонид Макарон и президент группы Qiwi Андрей Романенко.
Это же ключевая должность, не бухгалтер какой-нибудь.
... Подробнее
Можно ли все продажи в небольшой компании в сфере b2b отдать на аутсорсинг?