Свободная торговля для мирового блага
Компания DHL, один из лидеров мирового логистического рынка, опубликовала исследование "Индекс глобальной интеграции (Global Connectedness IndexDHL, GCI)"
с подробными аналитическими данными о развитии торгово-экономических связей с разбивкой по странам. В основу исследования лег анализ протекающих в настоящее время взаимосвязей (торгово-экономических, инвестиционных, информационных, миграционных) между 125 странами, а также глубины и широты торгово-экономических отношений. По мнению генерального директора компании DHL Роджера Крука (Roger Crook), исследование будет полезно в первую очередь для руководителей корпораций, а также политических и экономических лидеров.
Аналитики пришли к выводу, что уровень глобализации намного ниже, чем принято считать, однако перспективы роста значительны. Исследователи постулируют, что процессы экономической интеграции позволят увеличить мировой ВВП, при этом эффект будет измеряться триллионами долларов. "Свободная торговля товарами и услугами вносит существенный вклад в рост благосостояния во всем мире", – отметил Роджер Крук.
Россия не спешит
Наша страна, несмотря на упорные правительственные меры, значительно отстает от главного лидера по уровню интеграции в мировую экономику – Нидерландов – и по своим показателям находится на 66 месте между Филиппинами и Тринидад и Тобаго. По данным исследования, глубина интеграции в России составляет 17,02, а географическая широта – 26,05 (с методологией подсчета индекса можно ознакомиться здесь). Для сравнения, показатели Нидерландов – 41,51 и 43,9 соответственно. Однако, как показывает анализ, показатели не всегда были такими: самого высокого уровня мировая интеграция России достигла в 2006 году, но после резкого спада в 2007 году так и не смогла подняться на прежние позиции.
По степени интеграции торговли Россия заняла 51-ую строчку, при этом значительно оттянула общий показатель недостаточная глубина этих торговых связей, тогда как по географической их широте Россия вышла на 13-ую позицию. По инвестициям страна заняла 54 позицию из 65 стран, по которым были доступны данные.
Примечательно, что на фоне столь не оптимистичных оценок выделяется показатель активности использования Всемирной паутины. По числу трафика на российского пользователя страна вышла на 36 место из 125 стран-участниц исследования, как сообщает DHL. В целом интеграция в мировое информационное пространство была оценена лишь на 67 позицию.
Китай укрепляет позиции
Интеграция зарубежных компаний в российский интернет-рынок идет более быстрыми темпами. По данным маркетологов американского онлайн-аукциона eBay, в 2011 году примерно 56% российских пользователей, зарегистрированных на данном сервисе, совершали покупки в США, и около 9% – в Китае.
Если верить прогнозам агентства Data Insight, перспективы у зарубежных онлайн-магазинов на российском рынке также весьма значительны. Уже сегодня до 10% российского рынка онлайн-торговли приходится на иностранные интернет-магазины. Результаты опроса, который проводился в Москве и Санкт-Петербурге, показали, что 6% всех онлайн-покупателей хотя бы раз обращались к зарубежному ритейлу. Аналитики даже предсказывают, что сектор иностранной онлайн-торговли в Рунете будет расти быстрее, чем отечественной.
Среди зарубежных компаний, сумевших занять свое место в Рунете, выделяется русифицированный онлайн-магазин из Китая – RuTaoBao.com. После начала сотрудничества с платежным сервисом Яндекс.Деньги компания смогла увеличить свои продажи на российском рынке в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом. Еще один знаковый интернет-проект на просторах Рунета – торговый онлайн-центр "Магазин-139", который объединяет в себе более 5 тысяч китайских интернет-магазинов – был не так давно презентован в торгово-промышленной палате РФ. Международная платежная система PayPal уже обратила внимание на увеличение денежного потока между двумя странами и пообещала рассмотреть возможность предоставления российским и китайским пользователям своих услуг в качестве надежной платежной системы, вызывающей доверие у обеих стран.
Медленно, но верно
К сожалению, в настоящее время не удалось найти свежих и исчерпывающих исследований, которые описывали бы степень интеграции России с зарубежным онлайн-рынком. Однако точно известно, что многие российские компании ведут работу по выходу на международный рынок. Так, например, интернет-магазин по продаже лицензионного ПО "Софткей" имеет 10 филиалов в зарубежных странах: Польше, Украине, Латвии, Литве, Эстонии и др. В то же время появляется зарубежная аудитория и у отечественного ритейла. Как сообщила пресс-служба OZON.ru, в 2010 году 1,3% оборота компании составили заказы от зарубежных пользователей. Многие из них пришлись на бывшие союзные республики, а также страны с большим количеством русскоязычного населения, такие как Израиль, Германия, США.
Миллиардные перспективы
По мнению ведущего инвестора в российские интернет-проекты Джеремия Дэли (Jeremiah Daly), российский интернет-рынок оставляет огромные возможности для развития бизнеса в силу низкой конкуренции. Например, одним из самых перспективных для вложений является туристический рынок, оцененный инвестором в $30-50 млрд. Однако на сегодняшний момент для большей интеграции зарубежных компаний существуют препятствия в виде слабой логистической инфраструктуры и неразвитой безналичной системы оплаты, а также слишком механического подхода компаний к развитию на российском рынке. Возможно, при решении этих проблем Россия сможет открыть свой рынок для зарубежных инвесторов и поднять позицию в международном рейтинге глобальной интеграции.
... Подробнее