подписка
Подписаться
Александр Трошкин
Директор Департамента Информационных Технологий, «Курьер Сервис Экспресс»
14/04/2023

Смарт-контракты – технология, которая может сделать всю логистическую отрасль качественно другой. Как именно и какие существуют барьеры (а они серьезные)

Одним из показателей все более отчетливой цифровизации логистический отрасли можно считать факт внедрения смарт-контрактов в бизнес-процессы некоторых компаний. О том, как технология может усовершенствовать логистический процесс и какие существуют подводные камни рассказывает директор департамента информационных технологий "Курьер Сервис Экспресс" Александр Трошкин. 

 

Что такое смарт-контракты и как их можно использовать в логистике

Смарт-контракты (СК) – это ПО, которое работает на основе технологии блокчейн. Инструмент позволяет заключать и выполнять контракты без участия посредников и дополнительных проверок. В логистике смарт-контракты могут использоваться для автоматизации процессов грузоперевозки, документооборота и взаиморасчетов.

Область применения достаточно обширна:

  • мультимодальные и трансграничные перевозки;
  • организация документооборота, что особенно актуально при морских и железнодорожных перевозках (при которых осуществляется получение статусов таможенных документов и просмотр транспортных бумаг);
  • доставка груза в указанное время, что важно для курьерских компаний;
  • получение трекинга движения груза, что необходимо при сложных мультимодальных перевозках, где задействовано много участников.
  • СК позволяют применять сложные бизнес-операции с большим количеством участников, имеющих различные роли в процессе, а также обеспечивают автономность выполнения алгоритма и прозрачность действий на всех этапах перевозки, гарантируя достоверность и неизменность событий.

Как технология может усовершенствовать логистический процесс

С помощью смарт-контрактов логистические компании могут устанавливать цепочку движения груза (трекинг), которая позволяет отслеживать перемещение от места отправки до места назначения, включая и детализируя все промежуточные этапы (плечи) по событиям грузоперевозки. Это повышает уровень безопасности и уменьшает число "серых" зон (участков, где нет информации по движению груза) и утерянных отправлений.

Умная логистика

Источник инфографики: transler.ru

В СК могут быть определены условия доставки, включая сроки, маршруты, объем, характеристики груза и стоимость услуг. Также они могут автоматически определять цену перевозки на основе транспортных тарифов, как собственных, так и поставщиков услуг без участия посредников: банков, страховых компаний и агентов, что делает процесс заключения контракта более эффективным.

Смарт-контракты также способны автоматизировать процессы оплаты и финансового учета, что позволяет автоматически рассчитывать суммы и осуществлять оплату услуг поставщиков, а также перевозчиков без посредников. Это ускоряет процесс отправки и получения платежей.

Основные преимущества технологии:

  • безопасность – принцип работы основан на технологии блокчейн;
  • прозрачность и открытость всех этапов и событий (транзакций) перевозки;
  • автономность и, как следствие, ускорение процессов документооборота, финансовых взаиморасчетов;
  • непрерывность информационного цикла, которая обеспечивает быстрый и гарантируемый доступ к необходимой информации, а также позволяет незамедлительно реагировать на изменение в процессах.

Подводные камни

Так как система смарт-контрактов основана на блокчейн, то и проблемы, которые сегодня существуют у данной технологии, являются частично общими и для СК. Условно их можно разделить на три группы: технологические, юридические, организационные.

Технологические проблемы связаны с возможностью масштабирования (кросс-платформы отчасти уже решают эту проблему). Так как смарт-контракты – это самоисполняющиеся коды, которые нельзя изменить после загрузки, то ошибки могут приводить к серьезным потерям. В большинстве случаев они обусловлены человеческим фактором при проектировании, разработке и тестировании СК.

Юридические сложности объясняются отсутствием правовых актов, что не позволяет использовать смарт-контракты в судах или государственных структурах. Таким образом, отсутствует единый подход к пониманию процесса интеграции СК в действующую систему гражданско-правовых отношений.

Организационные проблемы в первую очередь связаны с неготовностью бизнеса работать в рамках смарт-контрактов. Причиной является отсутствие гибкости таких договоров: невозможно отозвать, отменить или обжаловать транзакцию. Другими словами, в отличие от традиционных договоров, у участников нет возможности договориться или скорректировать условие сделки уже в процессе перевозки.

Как используются смарт-контракты в мире и России

Популярность смарт-контрактов растет с каждым годом – для решения логистических проблем данный инструмент внедряют по всему миру.

Пример №1. Еще в 2018 году IBM и Maersk разработали решение для управления контейнерами, передающее данные о температуре, давлении и вибрации в режиме реального времени и записывающее все это в безопасную и прозрачную цепочку блоков в соответствии с условиями смарт-контракта. Информация о любых колебаниях передается контрагентам.

Пример №2. DB Schenker – немецкая компания, специализирующаяся на логистических услугах, которая использует смарт-контракты для более точного отслеживания грузов и управления складскими запасами.

Пример №3. Систему для отслеживания цепочек поставок с помощью смарт-контарктов внедрила известная сеть Walmart.

Пример №4. На данный момент "Курьер Сервис Экспресс" применяет комплексное решение, которое позволяет автоматизировать и внедрять смарт-контракты в производственные и финансовые операциях по следующим направлениям:

  • Производство. Мультимодальные перевозки оформляются в рамках контрактов, в которых прописывается план транспортировки с детальным описанием параметров (сроки, маршрут, инструкции) и его участников (терминалы, таможня, страхование, перевозчики). Это дает возможность устанавливать четкие правила, следовать им и производить экономические расчеты стоимости затрат и услуг. Далее система автоматически формирует производственные задания для всех участников перевозки. Данный подход позволяет осуществить полный контроль и обеспечить информирование по каждому плечу доставки всем заинтересованным лицам. Процесс включает в себя в том числе и сбор всех первичных документов по местам следования груза.
  • Финансы и взаиморасчеты. В программе есть механизм, который позволяет в рамках контракта (перевозки) получать график выставления счетов (график платежей). При достижении событий или правил, прописанных в контракте, система будет автоматически формировать счета (платежи).

Перспективы

Смарт-контракты – это новая форма заключения договорных соглашений с максимально детальным описанием условий контракта, формализованных в виде программного кода без возможности его последующей корректировки. Очевидно, что со временем технология СК будет все больше применяться в работе логистических компаний, поскольку такие решения значительно упрощают и ускоряют существующие бизнес-процессы, а также способствуют созданию прозрачной и контролируемой на всех этапах системы взаимодействия между участниками перевозки.

Прокомментировать
Читайте также
17/04/2023
260 тысяч подписчиков: ювелирный холдинг SOKOLOV продает (или сдает в аренду) украшения по новой схеме
В компании называют ее "уникальной для России". Разобрались, что в ней необычного, сколько людей ею пользуется и почему украшения можно возвращать в течении аж двух лет, хотя по закону это запрещено... Подробнее
13/04/2023
"Яндекс" заводит свою "народную, но быструю" доставку еды из регионов в две столицы
"Маркет 15" появился в конце прошлого года в Екатеринбурге, Новосибирске, Краснодаре, Казани, Ростове и Нижнем Новгороде. Сервис предполагает доставку заказов от 15 минут. Что про все это говорят эксперты?
... Подробнее
12/04/2023
ФТС: Работа единой информационной системы российских таможен восстановлена "практически полностью"
Двухдневный коллапс на таможенных пропускных пунктах закончен. ФТС официально сообщила, что ее единая информационная система восстановила работу. Однако "практически" написано не зря: кое-какие проблемы все же остаются... Подробнее
Александр М.
Руководитель отдела информационных технологий, Торговля (Услуги, мини-компания)
12/04/2023
Таможенники второй день не могут полностью восстановить систему, обрушенную хакерами. Перешли на бумажный документооборот - обсуждение 2
Система не отказоустойчива) интересно 
Названы ли имена и фамилии CIO и других руководителей?
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
Игорь А.
ИП, B2B-услуги (Детские товары, небольшая компания)
10/03/2023
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика