Праздники - двигатель торговли
По окончании новогодних праздников и приуроченных к ним распродаж у большинства ритейлеров были опасения насчет спада покупательской активности в первом квартале 2015 года. Но несмотря на то, что спрос был частично реализован в декабре, полной стагнации не произошло. Многие интернет-магазины констатировали заметный рост продаж в преддверии 8 марта, а также февральских праздников.
Тренд на рост
"Если сравнивать с предпраздничной неделей 2014 года, то в 2015 году рост составил 27%", – подтвердил редакции Oborot.ru увеличение числа заказов руководитель направления B2C DPD в России Евгений Данилик. По его словам, на неделе, предшествующей Женскому дню, наблюдался всплеск количества посылок от интернет-магазинов – их число выросло почти на четверть, в сравнении с зимними месяцами.
Особенный рост количества заказов у интернет-магазинов случился в преддверии праздника 8 марта, говорит сооснователь курьерской службы для интернет-магазинов TopDelivery Глеб Никулин. У некоторых категорий "Подарки", "Предметы дизайна и интерьера", "Одежда" и "Косметика" составил до 15-20% по сравнению с другими неделями.
Женщины не оставили без подарков своих мужчин и сами не оказались лишены внимания. Хотя спрос на ювелирные украшения упал в сравнении с предыдущим годом и, вообще, средняя стоимость подарков снизилась, цветы и сладости остались в тренде. В "Прайм" подсчитали, что в этом году популярными оказались игристые вина, товары для красоты и здоровья, мелкая бытовая техника. Кроме того, уже традиционно, выросли оброты интернет-магазинов нижнего белья, мобильных аксессуаров, мебели и предметов интерьера, билетов на концерты и в театр. И, конечно, цветов.
Цветы – беспроигрышный вариант
Заказывать и дарить цветы россияне начали с наступлением марта, уже второго числа в онлайн-магазинах было потрачено в пять раз больше денег, чем в другие дни. Это подтвердили результаты "Левада Центр", которые опросив российских мужчин, выяснили, что на праздник не менее 50% собирались подарить букет своим женщинам.
Руководитель пресс-службы "Флорист.ру" Талия Ахметова рассказала, что заказы на доставку цветов начали поступать задолго до праздника: "Ослабление курса рубля не сказалось на популярности. Средний чек и количество заказов на эту услугу выросли по сравнению с предыдущим годом".
Компания-разработчик онлайн-консультанта RedHelper провела тематический опрос среди 300 интернет-магазинов, торгующих цветами по всей территории России. По данным RedHelper, в предпраздничные дни покупательская активность увеличивалась на 67%. Чаще всего заказывали букеты от 11 до 17 цветков, а наиболее популярными были композиции из 15.
При этом, на первое место клиенты ставили услугу доставки в нужное время по адресу, и только потом дополнительные возможности магазина: необычное оформление, поздравительные карточки и прочее. Впрочем, важна для них оказалась и возможность отслеживать статус заказа – очевидно, чтобы представлять, когда именно стоило позвонить и поздравить ту женщину, для которой покупали букет.
Бытовая техника не сдает позиции
Ко Дню влюбленных и Дню защитника Отечества покупатели выбирали, как и в прошлом году, относительно недорогие товары: чехлы, колонки, Bluetooth-гарнитуры. Усилился интерес к носимым гаджетам – "умным" часам и браслетам, action-камерам. В компании "Связной" полагают, что это больше связано с появлением на рынке таких устройств от В-брендов по доступной для большего числа потребителей цене.
"С начала года еженедельный объем заказов на Svyaznoy.ru и через электронные каталоги в обычные дни вырос на 15-20%, превысив отметку 30 000 рублей, а в праздничные – повышался дополнительно еще на 10-12%", – сообщили нашей редакции представители компании, дополнив, что макисмальный пик продаж наблюдался в первую неделю марта. Перед 14 и 23 февраля активность была повышенной, но "примерно одинаковой", со слов представителя "Связного".
Перед 8 марта мужчины радовали женщин техникой более высокой стоимости: телефонами и планшетами, в частности, продукцией от Apple. Этот факт отметили и в "Юлмарте", добавив, к списку популярных, смартфоны серии LaFleur Sumsung и электронные книги. Кроме вышеперечисленного, как сообщила руководитель отдела PR компании "Юлмарт" Ксения Иванова, в первую неделю марта повысился спрос на расчески с ионизацией, мультистайлеры для волос, маникюрные наборы и другие товары категории "Красота и здоровье".
"Безусловно, показатели февральских праздников несопоставимы с 8 марта, для которого характерен более выраженный рост продаж", – подтверждает директор по связям с общественностью компании "Эльдорадо" Ирина Цеплинская. В этом году, по ее словам, самыми популярными подарками на 8 марта стали товары для красоты и здоровья, техника для кухни, мобильные телефоны и даже стиральные машины, а женщины приобретали для своих мужчин бритвы, машинки для стрижки, Xbox-консоли, видеорегистраторы.
Традиционно в праздничные дни популярностью у покупателей пользуются ноутбуки и телевизоры. "В этом году нами был зафиксирован повышенный спрос на смартфоны, тогда как в 2014 году в этот же период времени хитом продаж были планшеты", – рассказали Oborot.ru в магазине электроники и бытовой техники "ПОЗИТРОНИКА". Предпраздничный средний чек в магазине вырос на 18% по сравнению с тем же периодом прошлого года, при этом количество покупателей увеличилось на 13%.
По данным Molotok.ru, востребованные в 2014 году, в качестве подарка фотоаппараты, не пользовались спросом – продажи не превысили и пяти процентов, зато в число топовых презентов неожиданно попали вафельницы. "Сейчас это модная вещь, как мультиварка пару лет назад", – пояснил PR-менеджер "М.Видео" Антон Пантелеев, сообщив также, что у ритейлера в этот период продажи обычно вырастают на 20% и в этом году тенденция осталась прежней.
Красоту и здоровье тоже можно дарить
В качестве подарка мужчины, часто также, выбирали аксессуары для дам: кошельки, ремни, нередко предпочитая более традиционные цветы и сладости. Те же, кто решал дополнить подарок, отдавали предпочтение парфюму, комплектам для макияжа, кремам. И хотя с начала весны на сайте KupiVIP.ru большим спросом пользовалась также обувь, в компании считают, что женщины покупали ее самостоятельно, "балуя" себя с началом весны.
По информации этого сервиса, перед Днем Святого Валентина наиболее активно разбирали товары из категории "Все для дома", а перед Днем защитника и 8 марта пары дарили друг другу косметику и парфюмерию. Так, по словам директора по маркетингу Pudra.ru Виталия Шахматова в предпраздничные дни средний чек в магазине вырос на четверть, продажи – на 20%. Повышенный интерес к косметическим наборам наблюдали и в компании "Юлмарт".
В KupiVIP.ru подсчитали общий рост числа заказов перед праздниками. В сравнении с прошлым годом: на 15% увеличились перед 14 февраля, на 22% перед 23 февраля, ну а с наступлением марта, вовсе на 47%. Впрочем, на последние данные повлияла также однодневная акция "Шок Sale", которая увеличила данные по продажам втрое в сравнении со средним дневным обротом февраля и вообще поставила новый рекорд, став лучшим днем за всю историю существования компании.
Вечные драгоценности
В Molotok.ru рассказывают, что перед праздниками необычно вырос интерес покупателей к ювелирным изделиям и столовому серебру. На 46% и 59% зафиксирован рост продаж в этих сегментах, в сравнении с последним кварталом 2014 года. Также, значительно поднялся спрос на букинистические и антикварные книги (54%), коллекционное оружие (37%), пластинки и СD – 55% и 52% соответственно.
Директор по развитию магазина "Бусики Колечки" Денис Матаков отмечает изменения в потребительском поведении клиентов этого сегмента рынка. «Мы видим прирост посещаемости, также растет глубина просмотров и общая заинтересованность, но люди боятся неопределенности и экономят на всем», – говорит он. А вот продажи этого года, признается Матаков, не очень радуют. «К сожалению, мы видим сокращение на 20-30%. При этом мы активно работаем со средним чеком (он вырос на 30%) и постоянными покупателями, разрабатываем новые системы лояльности», – говорит он.
Кризис оригинальности
В интернет-магазине неординарных подарков "Экспедиция" поделились, что к праздникам особенно активно покупали подарочные наборы для домашнего SPA, часы "Сковородка", термокружки и платья-органайзеры для украшений.
А вот активность клиентов в этом сегменте упала, рассказывает директор "Магазина интересных подарков" Степан Чельцов. Так, магазин подарков www.thepresents.ru принял и выполнил всего лишь 128 заказов при тенденции 3-4 заказа в будний день. Основная масса этих заказов пришлась на период до 14 февраля, активность перед 8 Марта была крайне низкой. "По сравнению с прошлым годом мы просели ровно в 2 раза. Потому на текущий момент я вынужден констатировать факт падения покупательской активности в 3 раза с сохранением среднего чека и требований к заказам", – говорит Чельцов.
Тем более что имеется информация о том, что в правительстве прогнозируется рост курса доллара до 100 рублей и падение цены на нефть до 35 долларов за баррель в 2015 году.
Надо признать, что не такие уж дураки работают у нас в правительстве. Я например, не поверил, что такие цифры возможны. Свернуть
Само собой поставщики цены явно подкрутят после январских праздников, хотя сейчас многие уже это сделали, причем товар у них может быть еще закуплен по старым ценам.
Мои бывшие поставщики псевдобрендов для рынка РФ из Китая. Цены успели переписать уже минимум по три раза. Жадность, все дела, но неужели настолько мозг жиром заплыл - кто их китайское фуфло будет покупать по таким ценам ? Свернуть