подписка
Подписаться
Игорь Бахарев, Наталья Минц
16/11/2015

"Платон" приведет к логистическим проблемам у ИМ?

С 15 ноября 2015 года владельцы большегрузных (свыше 12 тонн) грузовиков обязаны оплачивать проезд их по федеральным трассам. По словам инициаторов системы "Платон", они надеются сократить за счет нововведения объем "серых" перевозок. Транспортный налог, разумеется, при этом никто не отменяет.

На рынке говорят о грядущем росте цен чуть ли не на всю логистику, издержках, "зависшей системе" и невозможности работать. Мы постарались расспросить логистические компании и магазины, что они думают по поводу неожиданных сборов.

Что день грядущий нам готовит?

На сегодняшний день тариф за проезд составляет 1,53 рубля за 1 км пути до 29 февраля 2016 года, а с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года будут взимать 3,06 рубля.

Первоначально планировалось, что сбор составит 3,5 рубля за километр, однако после того, как по России прокатились протестные акции против введения этой системы, правительство приняло решение смягчить условия, пока система не будет налажена окончательно. 

Обязательность использования системы "Платон" для оплаты проезда большегрузов по федеральным трассам вызывает опасения у многих. В это число входят как собственно магазины (в том числе и интернет-магазины), так и логистические компании. 

За чей счет этот банкет?

Использование "Платона" приведет к неизбежному подорожанию всех товаров, которые доставляются автотранспортом, считают на рынке. Так, в компании SPSR Express рассказали, что они уже заключают с контрагентами дополнительные соглашения об оплате отдельно оформленных исполнителями счетов на сумму издержек, связанных с введением системы "Платон".

"В большинстве случаев платить будет конечный покупатель. С некоторыми клиентами тарифы зафиксированы в договоре на несколько месяцев (или даже лет), поэтому мы не сможем сразу поднять цены. Но со временем тарифы будут проиндексированы. На рынке кризис, спрос на услуги упал, снизилась маржинальность, поэтому индексации и роста цен не избежать", – говорят еще в одной логистической компании.

На первом же этапе в результате введения "Платона" пострадают лишь некоторые сегменты рынка. Генеральный директор логистической компании "МБ-Феско Транс" Леонид Шляпников назвал несколько товарных категорий, где поставки сейчас находятся "под угрозой тотального срыва". По его словам, это продукты питания, замороженные продукты, напитки, товары личной гигиены, бытовая химия, электроника и бытовая техника.

Если первые пункты этого списка вряд ли скажутся на работе ИМ, то отсутствие БТиЭ на складах ритейлеров в предновогодний период может помешать выполнить планы продаж. Недостаточно развитую логистику многие игроки рынка российской ecommerce и так считают одним из факторов, мешающих росту.

Как рассказал Oborot.ru представитель компании "М.Видео" Антон Пантелеев, новый сбор ляжет существенной нагрузкой на многие интернет-магазины. "Даже при том, что у нас вся логистика внешняя, это всё равно отразится на наших костах. В теории наибольшие затраты будут иметь интернет-магазины, которые имеют разветвлённую собственную систему дистрибуции. Надо понимать, что многие ИМ работают на грани рентабельности и дополнительные сборы могут привести к уходу с рынка новых игроков", – считает он. Кроме того, по его словам новая система может создать дефицит транспорта. И это также отразится на затратах.

Нововведения правительства не сильно ударят по крупным компаниями отрасли, так как дополнительные расходы, связанные с передвижением большегрузов, могут быть включены в конечную стоимость товаров, а не в стоимость их доставки до покупателя, считает представитель логистической компании IML Дмитрий Ключников. С большой вероятностью новый сбор приведет к уходу с рынка мелких и части средних магистральных перевозчиков, считает он.

Техническая сторона проекта

Помимо собственно оплаты за проезд нововведение потребует от логистических компаний оснастить свои машины дополнительным оборудованием для учета. Большая часть логистических партнеров ритейлеров до сих пор не получила этих счетчиков. Собеседник Oborot.ru рассказал, что у его компании возникли проблемы при регистрации в системе своего автопарка. Он также отметил, что в офисах оператора "Платона" комментариев не дают и говорят, что устройств для выдачи нет. Как заявил глава Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев, система попросту не готова к работе.

"Бортовые устройства начали выдавать только на прошлой неделе. И только крупным перевозчикам. Средние и мелкие перевозчики получить пока бортовые устройства не могут. Возможность приобрести маршрутную карту через личный кабинет системы "Платон" появилась только поздно вечером 13.11.15. Система взимания платы "Платон" в первый рабочий день 16.11.15 "зависает", работает с перебоями. Возможно, что система взимания платы не справляется с большим количеством обращений от пользователей", – рассказали Oborot.ru в одной из крупных логистических компаний.

"Наши партнеры заблаговременно зарегистрировали в системе "Платон" собственный транспортный автопарк, внесли на счета средства для предоплаты проезда. Однако начиная с 16:00 15 ноября, компании столкнулись со следующими техническими проблемами:
– При оплате маршрутных карт для перевозок по Московской области, система выдавала ошибку.
– 3 бортовых устройства вышли из строя не проработав и 24 часов на транспорте", – рассказал директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic Андрей Попов. По его словам, начиная с 9:10 16 ноября интернет-портал для осуществления операций, связанных с оплатой, полностью прекратил работу. Система постоянно выдает ошибку.

Рынок ждёт

Гликсон назвал состояние многих участников рынка перевозок "шоковым" из-за перспективы ввода системы "Платон". Между тем в российских регионах проходят акции дальнобойщиков. Впрочем, некоторые логисты даже не бастуют, а просто временно прекратили работу. Как рассказал Oborot.ru один из игроков рынка, многие небольшие перевозчики, не согласные с дополнительным сбором, сейчас "поставили свои транспортные средства на несколько дней", чтобы посмотреть на результаты запуска системы взимания платы в пределах всей территории РФ. 

"Из знакомых процентов 60 не выехало. Вообще все мои знакомые, с кем я общаюсь, даже мои конкуренты. Мы все стоим. Есть, конечно, я не скрываю, выезжают, т.е. не поддерживают. Я считаю, что это предатели", — заявила руководитель одной из автотранспортных компаний Юлия Лященко.

Впрочем, многие компании сохраняют спокойствие. «В нашем случае издержки будут несущественными и не отразятся на ценах для конечных потребителей. Например, при доставке товара с центрального склада в Москве в региональный, например, в Казань, компания может загрузить машину гаджетами на десятки миллионов рублей. При этом затраты на этот рейс из-за платного проезда вырастут на 25 тысяч рублей, то есть на тысячные доли процента от всего груза. И это при условии, что для доставки мы с партнерами выберем только большегрузные автомобили, которые будут передвигаться только по федеральным трассам. В реальности затраты будут еще ниже», – говорит представитель компании «Связной» Сергей Тихонов.

"Сейчас доля большегрузов в нашей логистике незначительна. В основном они используются для перевозок из Москвы несколько раз в месяц. Все остальные машины – меньшего тоннажа. Кроме того, у нас же очень большая доля локальных поставщиков. Понятно, что большинство из них осуществляют логистику из Москвы. Это значит, что все транспортные расходы лягут в стомость отпускаемого для нас товара", – рассказал PR-директор компании e96 Дмитрий Иванов.

Прокомментировать
Читайте также
Анастасия Б.
B2B-услуги (Услуги, крупная компания)
20/11/2015
Выбор КС для начинающего магазина 18
FM:

Т.е. у каждого курьера есть терминал?


Да, все курьеры IML обязаны принимать безналичную оплату.
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
17/11/2015
В России стартовал сервис краудсорс-доставки
Today Delivery запускает сервис доставки, работающий по модели краудсорсинга. Доставлять посылки будут пешие курьеры или водители... Подробнее
16/11/2015
Uberкурьер по вызову
В Киеве стартовал необычный логистический проект, который может быть интересен мелким интернет-магазинам... Подробнее
16/11/2015
Alibaba разгоняется
Компания изучает возможность сократить срок доставки заказов из Китая в Россию до трех часов... Подробнее
Анастасия Титаева, главный бухгалтер аудиторской компании 'Интерэкспертиза' и ведущая рассылок
19/12/2001
Доставка товара как составляющая договора поставки
Предлагаемая вашему вниманию статья – это своего рода мини-справочник для бухгалтера и юриста, где подробно разбираются все вопросы, так или иначе связанные с доставкой товара от поставщика продавцу и от продавца покупателю. Статья была написана специально для Oborot.ru Анастасией Титаевой, главным бухгалтером
аудиторской компании "Интерэкспертиза" и ведущей
рассылок "Основы финансового анализа" и
"Как бухгалтер бухгалтеру..."... Подробнее