Несмотря ни на что, российская e-commerce вырастет на треть
АКИТ (Ассоциация компаний-интернет-торговли) раскрыла итоги и тренды первого полугодия в российской e-commerce. Несмотря на общее замедление темпов роста в ритейле, в 2014 году прогнозируется рост продаж на 30% (к 2013). Годовой объем продаж превысит 700 млрд. руб (включая материальные и нематериальные товары, в т.ч. контент и авиабилеты).
Рынок №1
Россия имеет потенциал для пятикратного роста e-commerce до уровня развитых стран. Правда, он выражается скорее в количественных показателях. В стране порядка 70,7 млн. интернет-пользователей, а делают покупки онлайн только 50% из них. Для сравнения, в Евросоюзе – около 60%, в Штатах – более 70%, Великобритании – более 80%.
Разница есть не только в количестве, но и в "качестве" онлайн-шоперов. В США средний покупатель тратит в Интернете $1847 , в России – 828
Больше всего российских интернет-пользователей по-прежнему в Центральном федеральном округе (ЦФО), и здесь же самый большой прирост в количестве юзеров. Быстрее других также "интернетизируются" ЮФО и СЗФО.
Сибирский и Дальневостный федеральные округа в первом полугодии показали самый быстрый прирост именно числа интернет-покупателей – 11% и 9,5% соответственно (здесь и далее – первое полугодие 2014 к первому полугодию 2013).
Но не стоит питать иллюзий. Что касается Дальнего Востока, регион открыл для себя не столько российскую e-commerce, сколько интернет-площадки соседнего Китая. Сроки доставки из Поднебесной сокращаются. Поэтому на Дальнем Востоке (а потом, возможно, и в Сибири) российским интернет-магазинам придется бороться со все возрастающим конкурентным давлением Alibaba сотоварищи.
Косвенно это подтверждает и региональная динамика продаж в самом крупном сегменте e-commerce – электроника и бытовая техника. Данные по округам: на фоне феерического роста продаж по Сибирскому округу (+81%) дальневосточные минус 21,2% смотрятся странно. Пока не уточняешь, что это данные про российским продажам, не учитывающие crossborder trade.
Плашеты VS ноутбуки: война уже проиграна
Электроника и бытовая техника остается самым крупным товарным сегментом в российской e-commerce. Объем продаж в нем вырос на 32% и составил около 68 млрд рублей в I полугодии 2014 года. Доля e-commerce в ритейле в этом сегменте достигла 13%, тогда как как в целом в российской рознице составляет всего 2,3%.
Самой популярной товарной категорией здесь остаются по-прежнему компьютеры и ноутбуки (35% от объема продаж в сегменте). Однако в этой категории за полгода произошло заметное падение продаж (-12,5%). Ноутбуки быстро проигрывают в популярности смартфонам и планшетам, входящим в категорию "Телефоны и смартфоны" (рост продаж на 39%). Эта же категория "съедает" продажи в сегменте фототехники: смартфон заменяет современному пользователю цифровую мыльницу и даже любительскую видеокамеру.
Маркет правит бал
60% всех покупателей в Рунете (30% всех пользователей) ежемесячно посещают маркетплейсы. Впрочем, последнее слово могло бы здесь стоять в единственном числе. "Яндекс.Маркет", с ежемесячной посещаемость 18 млн. человек, занимает доминирующее положение среди товарных площадок. "Яндекс" и его сервисы формируют до 80% трафика для ряда интернет-магазинов. По состоянию на сентябрь 2014 на "Маркете" размещено более 67 млн. товарных предложений от 15 995 магазинов.
Наличка – курьеру
Покупатели в России по-прежнему предпочитают оплачивать товары наличными – 69% расчетов. Но доля любителей "налички" постепенно падает: в 2013 году наличными деньгами расплачивались более 80%. Оплата банковскими картами в первом полугодии 2014 составила 14% от всех платежей.
Самым популярным способом доставки в I полугодии 2014 года является курьерская доставка. Значительную долю — 33% заняла доставка Почтой России за счет ощутимой доли проникновения e-commerce в регионах.
Лидирующую долю продаж в сети Интернет занимают электронные товары и бытовая техника, на втором и третьем месте одежда с обувью и автозапчасти.
АКИТ насчитал в Рунете в первом I полугодии около 40 000 магазинов. При этом 5% из них обслуживают 90% всего объема заказов.