Не все копирайтеры одинаково бесполезны
Итак, выбор сделан – продающим текстам на сайте интернет-магазина быть! Но предстоит еще одно распутье – а кому поручить их написание? Может быть, делать самому? Или заказать у кого-то? А если заказать, то как понять, стоит ли исполнитель того, чтобы доверить ему создание продающего текста?..
О том, стоит ли писать продающий текст, полагаясь на свои силы, мы уже говорили. Отличное понимание рынка, доскональное знание товара и способность наизусть и без запинки перечислить все его отличительные характеристики – это без сомнений хорошо: не обладая этой информацией, качественного текста не написать. Но ни в коей мере это знание не сможет заменить умения следить за логикой покупателя, профессиональных навыков письменной речи и наработанных методик убеждения, которые и превращают обычный описательный текст в продающий.
Вначале признаем очевидный и довольно печальный факт: идеальный копирайтер, увы, есть существо эфемерное, живущее исключительно в воображении заказчика. Но все же, создать в голове тот самый совершенный образ однозначно стоит – хотя бы затем, чтобы можно было понять, насколько далек от идеала очередной претендент на наполнение сайта продающими текстами.
Итак, что отличает пусть не идеального, но как минимум адекватного копирайтера, который сможет оправдать возложенные на него ожидания?
Умение излагать свои мысли
Почему-то считается, что каждый, кто называет себя копирайтером, уже априори обладает этой способностью. Определенно, у этого заблуждения есть подоплека: хотя бы древний как мир аргумент "назвался груздем – полезай в кузов". Но, к сожалению, и эту способность всегда нужно проверять. Радует то, что сделать это проще простого: как правило, достаточно просто пообщаться с человеком письменно (по ICQ, электронной почте или другими способами), чтобы понять, грамотно ли он строит фразы и насколько доступно он умеет преподнести новую информацию.
В письменном общении с копирайтером можно также обратить внимание на такой момент, как наличие и количество смайлов в сообщениях. Смайлы – не что иное, как попытка описать свои эмоции картинкой, пренебрегая словами. Иначе говоря, верный признак того, что человеку или не хватает слов для выражения своих мыслей, или ему лень их подбирать. И то, и другое – жирный крест на возможности копирайтера писать качественные продающие тексты.
Опыт
Опыт – один из определяющих факторов выбора, и вместе с тем – один из тех, что проще всего отследить. Копирайтер без портфолио – "темная лошадка". На его услуги, конечно, можно согласиться, и порой эта перспектива кажется очень соблазнительной в свете того, что начинающие авторы просят за свою работу очень немного. Но при этом нужно быть морально готовым к тому, что вложенные деньги, пусть и небольшие, а также более ценные время и силы будут потрачены впустую.
Один из беспроигрышных способов определить, насколько хорош и опытен копирайтер – почитать текст на его личном сайте (блоге, ЖЖ – на любом ресурсе, который автор позиционирует как источник информации о себе для своих клиентов). Можно сказать с гарантией 100%, что этот текст – лучшее, на что способен копирайтер. Просто потому, что эту работу он делал для себя; его текст непременно выпестованный, взлелеянный, неоднократно переделанный и улучшенный. Ни для одного клиента у копирайтера не найдется столько времени и сил, сколько было положено им на собственную веб-страничку. Контент, который будет написан для интернет-магазина, всегда будет чуть хуже, чем то, что представлено на личном ресурсе копирайтера – ориентироваться нужно на этот уровень.
Знание темы
Конечно, не резонно требовать от копирайтера столь же глубокого знания всех аспектов, к примеру, устройства ноутбука, которыми обладает владелец интернет-магазина по продаже цифровой техники. И практически всегда нужно быть готовым к тому, что копирайтеру придется высылать материалы про эти самые ноутбуки, рассказывать ему о характеристиках продвигаемых моделей и проверять написанный текст на предмет фактических огрехов. Важно понимать, что у копирайтера, которому отводится на текст от нескольких часов до нескольких дней (в лучшем случае), нет возможности изучить тему так, чтобы он знал ее столь же глубоко, как человек, значительную часть своей сознательной жизни посвятивший работе с определенным видом товара.
Однако при этом копирайтер должен иметь представление о товаре, о том, что именно в нем интересно покупателю, с какой стороны его "вкуснее" всего описать. В противном случае велик риск получить готовый текст, пусть даже отлично написанный с точки зрения искусства продаж, но описывающий настолько мелкие и незначительные преимущества товара, что у клиента они вызовут не зуд в области кошелька, а снисходительную улыбку и желание поискать ресурс, для которого поработал более разбирающийся в теме автор.
Умение найти общий язык с клиентом
Не стоит думать, что копирайтер, после общения с которым на душе остался какой-то неприятный осадок, сможет, тем не менее, написать отличный продающий текст. Не сможет. Продающий текст сработает в том и только в том случае, если покупателю будет легко, комфортно и приятно его читать. А для этого копирайтер должен уметь находить общий язык не просто с реальным собеседником, под стиль мышления которого можно подстроиться в процессе, а с потенциальным читателем – безликим, капризным и своенравным.
Подводя итоги
Разумеется, на практике критериев может быть гораздо больше. Однако если копирайтер пройдет проверку хотя бы по этим четырем, вероятность получения качественной работы "на выходе" вырастет в разы. Важно понимать, что вышеперечисленные требования относятся только к качеству продающей составляющей текста. Вовсе не факт, что при этом будет названа приемлемая и оправданная стоимость работы, а готовый шедевр будет сдан в срок. О том, где можно найти хорошего в разных отношениях копирайтера, о плюсах и минусах агентств, бирж, фрилансеров и авторов "с именем" будет рассказано в следующей статье.
Вывод: Халявы в интернете нет господа!