На границе вирус ходит хмуро
Власти Китая в связи со вспышкой коронавируса объявили карантин до 9-10 февраля 2020 во всех крупнейших провинциях. В стране продлены новогодние каникулы, предприятия не работают. Эпидемия начинает сказываться на российских ритейлерах и логистах, работающих с китайскими брендами.
Перед китайским Новым годом поставщики обычно закупают большие партии товаров из КНР, учитывая, что на время праздника деловая активность в стране замирает. В этом году официальные каникулы в Китае были с 24 по 30 января. 31 января должно было стать первым рабочим днем. Но власти продлили вынужденный "отдых" сначала до 2 февраля, а потом еще на неделю.
Это уже повлияло на российский рынок ecommerce и логистики. Вынужденные "каникулы" могут привести к дефициту на рынке электроники, большой сегмент которого занимают китайские бренды и Apple, чьи заводы находятся в Китае. Следующий на очереди – сегмент fashion, в котором важно сезонное обновление коллекций.
Ритейлеры готовятся к временному повышению цен, логисты сообщают о приостановке отгрузок, а российские интернет-покупатели начинают получать сообщения о задержках доставки заказов.
Продавцы не доставляют, а клиенты не покупают
Клиенты площадки AliExpress вынуждены отменять свои заказы, сделанные во второй половине января. Они начали получать от продавцов сообщения о том, что те не смогут доставить товары вовремя. Один из пользователей, заказавший во время "Киберпонедельника" 27 января фототехнику на AliExpress, получил письмо от магазина с просьбой отменить заказ.
"В связи с распространением нового коронавируса многие работники не могут вернуться к работе в соответствии с графиком. Так что мы не можем вовремя получить товары от поставщиков. Мы надеемся, что вы сможете помочь нам с отменой заказа и выберете среди причин отмены "другие причины", мы немедленно организуем возврат денег", — говорится в сообщении, которое цитирует РБК.
"Из-за недавно объявленного продления китайского Нового года и связанных с ним каникул, некоторые заказы, которые размещены на AliExpress 20 января или позднее, могут быть обработаны и отправлены с задержкой. Покупатель и продавец платформы могут согласовать между собой возможность отмены заказа", – сообщили в пресс-службе AliExpress Россия.
Падение спроса на площадке в компании комментировать отказались. Но стоит предполагать, что число заказов уменьшилось. О порядке цифр согласились рассказать представители конкурирующего маркетплейса – Joom.
"Спрос на платформе снижался в пике до -35% от ожидаемых дневных показателей, но после того, как стало известно, что через посылки вирус не передается (это подтвердили ВОЗ, Роспотребнадзор и другие национальные здравоохранительные и эпидемиологические службы) — спрос начал потихоньку возвращаться к нормальному состоянию", – рассказал PR-директор Joom Мика Стецовский. По его словам, в Ухане у Joom была лишь небольшая доля товаров — и все они сейчас недоступны для заказа на площадке.
Весенние коллекции опоздают
Сильнее других пострадают те поставщики и ритейлеры, у которых в Китае "завис" сезонный товар. В первую очередь, это сегмент fashion.
"Часть весенне-летних коллекций для fashion-индустрии отправили до китайского Нового года, а часть планировали отправлять в феврале, и вот из-за карантина это все задерживается. В индустрии моды, если ты не успел к сезону, то процент остатков будет существенно выше, а это уже потери ритейлеров. С учетом того, что, по разным оценкам, fashion-рынок в 2019 году просел на 3-4%, то такая ситуация в 2020 ничего хорошего не добавляет", – рассказал директор по развитию Free Lines Company Алексей Наджар.
На границе вирус ходит хмуро
Директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев прямо сейчас находится в Гуанчжоу. Он рассказал Oborot.ru о том, что происходит с отгрузкой товаров из КНР.
– Распоряжением Госсовета КНР в большинстве организаций сразу после завершения новогодних каникул, которые длились с 24 по 30 января, был введен карантин. Пока до 9 февраля. Закрыты производственные и складские площадки. Большинство сотрудников ПЭК работает удаленно. Торговые операции ограничены.
Согласно распоряжению Правительства РФ, с 31 января Россия ограничила движение через 16 пунктов пропуска на границе с Китаем, чтобы предотвратить распространение коронавируса. В числе закрытых оказались автомобильные и железнодорожные пункты пропуска, расположенные на территориях Читинской и Амурской областей, Хабаровского и Приморского краев, а также Еврейской автономной области. Однако речь идет о пассажирских перевозках. Грузовое железнодорожное сообщение России с Китаем осуществляется в обычном режиме. Пока.
Хотя РЖД распространила сообщение о закрытии грузового сообщения с КНР с полуночи 31 января. А буквально через несколько часов был разослан новый оперативный приказ, отменяющий предыдущий, сообщил Музеев.
Свои действия в РЖД пояснили приказом Минтранса №25 от 30.01.2020 года. Но его содержание не известно, так как в открытом доступе документа пока нет.
"Пассажирское железнодорожное сообщение по маршруту Пекин-Москва приостановлено, а основные станции отгрузки всё ещё не возобновили работу по отправке", – уточнила руководитель железнодорожных перевозок компании "ВигТранс" Наталья Доронина. По ее словам, грузовые контейнеры, ранее прибывшие на станции, со сроком выхода на начало февраля, стоят в ожидании накопления, а даты отправок уточняются.
Компания Free Lines Company с Китаем работает давно, а в последнее время все больше грузов доставляет автотранспортом. Директор по развитию Free Lines Company Алексей Наджар признал, что в автоперевозках все тоже плохо.
"Если ты занимаешься доставкой грузов из Китая, то, пока длится карантин, ты простаиваешь, а одна неделя простоя – это в годовом выражении примерно 2% от совокупного объема. Многие готовились делать большие отправки, так как был вынужденный простой из-за китайского Нового года. Когда карантин закончится, надо будет очень быстро все вывозить, могут возникнуть сложности из-за нехватки инфраструктуры и транспортных мощностей, например, свободных контейнеров или мест на судне. Мы уже готовим свои грузовики, чтобы быстро справиться со спросом", – сообщил он.
"Все логистические процессы движутся медленнее обычного, но, тем не менее, работа идет. Мы следим за ситуацией и обсуждаем с коллегами по логистике все варианты оптимизации каналов доставки", – резюмировали в пресс-службе площадки Joom.
Что будет дальше?
Если Россия перекроет автомобильные и железнодорожные пункты пропуска на границе с КНР еще и для грузов, это значительно снизит грузооборот, констатирует директор филиала ПЭК в Китае Алексей Музеев. Трудности у логистов начнутся даже при закрытии не всех, а отдельных пунктов.
– ПЭК чаще всего использует мультимодальные перевозки с привлечением железной дороги и грузовых машин для доставки грузов из Китая в Россию. Поэтому если, например, перекроют возможность доставлять из Китая через железнодорожную станцию "Наушки" – это значительно повлияет на снижение объема грузопотока. Не менее интенсивное грузовое сообщение идет через МАПП "Маньчжурия-Забайкальск". Перекрыть его – также означает снизить объем товарооборота между странами.
Однако в ПЭК готовы поддержать решение правительства, если при оценке возможных рисков будет выявлено, что часть границ нужно перекрыть. "Ведь снижение объемов товарооборота не стоит жизней людей" – заключает Музеев.
"Free Lines Company – достаточно хорошо диверсифицированный игрок на рынке, Китай по объему выручки занимает у нас порядка 30%, поэтому мы достаточно спокойно переживем это трудное время. Но есть игроки на рынке логистики, которые занимаются только Китаем, и вот им будет совсем нелегко. Не исключено, что некоторые компании уйдут с рынка", – рассуждает Алексей Наджар.
В компании ожидают падения объемов грузоперевозок минимум на 2% в годовом выражении и дефицита грузовых мощностей сразу после окончания карантина. Автомобильный транспорт будет востребован сильнее, чем другие виды транспорта – из-за скорости, – рассчитывают в Free Lines Company.
Была необходимость отправить с Наложкой, перевод получить не успели в течении 30 дн.
Он вернулся куда то там...
Написали заявление. Но им мало ФИО и номеров перевода.
Протянули время почти 3 недели!!!
И просят квитанции! На мои вопросы, почему при получении квитанций не требуется, а при возврате Платежа, им вдруг требуются квитанции. Т.е реально ситуация абсурдна, Я получатель, не отправитель!
У кого был опыт, возврата наложенного платежа? Свернуть