Как успешно выйти на ведущие маркетплейсы страны: технические и стратегические вопросы. Кейс
По данным исследовательского агентства Data Insight за 2020 год 89% продавцов увеличили свой оборот на маркетплейсах. Около половины из используют площадки как основной канал продаж.
Предлагаем вам кейс интернет-магазина kover.ru. Какой выбрать маркетплейс? Как технически подойти в работе с площадкой? Какие есть подводные камни? Обо всем этом в нашей статье.
Почему решили выйти на маркетплейсы
Выходить на маркетплейсы начали в 2019 году с интеграции с Goods.ru. Основной мотив, как у большинства современных интернет-магазинов, – увеличение продаж, узнаваемость бренда, дополнительный трафик.
В 2020 году список маркетплейсов серьезно расширился. Офлайн-магазины были закрыты и могли обслуживать покупателей только через бесконтактную доставку. На этом фоне онлайн-продажи стали очень важны. Сегодня продолжается сотрудничество и развитие ассортимента практически на всех крупных маркетплейсах.
С какими подводными камнями столкнулись
У маркетплейсов есть свои особенности. Не всегда есть полная документация и приходится много общаться с техподдержкой, настраивать первые запуски буквально "руками". Очень важно отточить логистику и обмен остатками, иначе за срыв сроков или повторно проданный товар можно получить блокировку. Требуется много работы и много внимания ко всем мелочам, погружение в технические детали интеграции и доработка бизнес-процессов в компании.
По опыту стало понятно, что маркетплейсы не для продажи дорогих товаров. Это стоит учитывать при планировании ассортимента. Стоит делать акцент на продукцию, которая максимально соответствует соотношению "цена – качество".
Дополнительно стоит сказать и о том, что ожидания не всегда оправдываются. Например, AliExpress не стал интересным маркетплейсом для продажи ковров, а популярный Wildberries оказался неудобным своей схемой хранения товара на складе. Что подойдет вам? Покажет только собственный опыт.
Как реализовали техническую сторону
На сегодняшний день Kover.ru работает с Яндекс.Маркет, Goods.ru, Ozon, AliExpress. В планах расширение числа маркетплейсов для дистрибуции.
Если говорить про техническую реализацию, то ее можно организовать двумя способами:
- Генерация и передача фидов вручную.
- Работа с площадкой через API.
В первом случае мы создаем специальный файл с товарами, их характеристиками и вручную загружаем его на площадку. Но есть несколько сложностей в работе с фидами. На площадке всегда должны быть актуальные остатки товара, ассортимент и цены. В противном случае у вас будет много отказов и недовольных покупателей, что может привести к блокировке. Чтобы поддерживать актуальное состояние, нужно регулярно самостоятельно обновлять файл и загружать его на площадку. Хотя у многих маркетплейсов можно просто указать путь к файлу, и система сама будет к нему обращаться время от времени. Следить за актуальностью фида нужно внимательно и регулярно. И часть этого процесса ложится на плечи специалистов, что в итоге расходует самый ценный ресурс компании – время.
Второй и более современный способ работы с маркетплейсами – API. Он позволяет максимально сократить время обмена информацией между продавцом и витриной. В качестве примера можно привести размещение Kover.ru на Ozon. На первом этапе работа велась через фид с перспективой перехода на API. Во второй итерации интегрировались с API. О том, как это было реализовано, рассказал Дмитрий Балабаев, разработчик digital-агентства iBRUSH:
Нам потребовалось реализовать с Ozon обмен остатками, ценами, а также передачу заказов с площадки. Создание товара непосредственно на маркетплейсе мы вынесли в отдельную итерацию, так как эта задача сложная и долго реализуемая. Для этого нужно привести все хранимые у нас данные к формату требований и шаблонов Ozon, а потом неоднократно протестировать, насколько все корректно заводится.
На текущий момент мы запустили обмен остатками и ценами, тем самым освободили менеджера от ежедневных сверок и загрузок данных. Создание карточек товара и обмен заказами находятся на финальной стадии тестирования и доработок.
Нынешняя реализация охватывает только часть возможностей API Оzon. Мы будем развивать и оптимизировать текущую версию и постепенно переведем большинство процессов в автоматический режим"
Краткие выводы
Маркетплейсы могут стать эффективным дополнением к основным каналам дистрибуции. Они помогут:
- увеличить продажи;
- увеличить переходы на сайт;
- росту числа отзывов о наших товарах и компании;
- повышению узнаваемости бренда.
Но при этом важно помнить следующее:
- Не все из ассортимента вашей продукции может пользоваться успехом на площадке.
- Предельно внимательно отнеситесь к техническим аспектам интеграции. Изучите техническую документацию маркетплейса. Разработчики должны разобраться в каждом этапе интеграции и реализации.
- Пересмотрите и оптимизируйте заранее все бизнес-процессы в компании, чтобы не пришлось делать это в авральном порядке. В противном случае это может привести к блокировке магазина на площадке.
![]() | Михаил А. мастер, B2B-услуги (Сайт и бэк-офис, мини-компания) |
1. Не все хостинги занимаются данной задачей, т.к. это не входит в круг предлагаемых ими услуг. Чаще справляется программист на стороне собственника сайта. Я обычно, переношу сайты с HTTP на новый хостинг, предварительно договорившись об услуге настройки HTTPS. Поэтому возможно, если поискать.
2. Яндекс и Google видят HTTP и HTTPS, как разные сайты с вытекающими печальными последствиями. Чтобы этого не происходило, необходимо выполнить ряд задач, описание которых выйдет на отдельную инструкцию листов на несколько. Проще найти программиста, который уже этим занимался и выполнит задачу для вас.
3. любые домены можно "склеить в один", т.е настроить постоянное перенаправление с site1.ru на site2.ru и для этого не обязателен протокол HTTPS.
Что касается идеи размещения интернет магазина но поддомене, то сейчас выдают бесплатные сертификаты HTTPS на основной домен и поддомен, т.е. настраиваешь 1 раз для обоих сайтов. Свернуть