подписка
Подписаться
Анна Сливка
22/01/2016

Фулфилмент для интернет-магазина: отдавать на сторону или делать самим?

Фулфилмент для интернет-магазина: отдавать на сторону или делать самим?

Российский рынок услуг фулфилмента –  молодой и еще не сформировавшийся. Игроков очень мало, конкуренция слабая. Развитие рынка происходит недостаточно быстро, интернет-магазины не всегда знают о самом  наличии фулфилмент-услуг. К таким выводам пришли в аналитическом агентстве Data Insight, проведя исследование "Фулфилмент для интернет-торговли".

Эксперты Data Insight изучили рынок фулфилмента и назвали плюсы и минусы отдачи этой части бизнеса на аутсорсинг.

Что происходит на рынке?

Интернет-магазины все чаще предпочитают передавать второстепенные бизнес-процессы на аутсорс. В результате конкуренция на этом рынке растет, однако до насыщения еще далеко: в Рунете насчитывается более 40 000 интернет-магазинов, а на рынке фулфилмента —  всего чуть более 30 компаний-операторов..

Развитие рынка тормозят следующие факторы:

  • низкий уровень доверия к фулфилмент-операторам,
  • отсутствие прозрачной тарифной сетки на их услуги оператора, 
  • отсутствие стандартных IT-решений
  • отсутствие осведомленности в целом об услугах по фулфилменту.  

Тренды

Число фулфилмент-операторов растет в основном за счет провайдеров 3PL-услуг и курьерских компаний, которые осваивают новые для себя части бизнес-процесса. Складские мощности и база клиентов — важная основа, однако, процессы по обработке сильно отличаются для штучных и для оптовых заказов, и это может  сказываться на качестве работы оператора.  

Отдельный тренд – выход на этот рынок больших интернет-магазинов, которые изначально вкладываются в логистическую инфраструктуру, с тем, чтобы потом предоставить свои мощности другим ритейлерам. За счет глубокого знания  ecommerce-процессов такие операторы получают отлаженные процессы и высокий уровень сервиса, отмечают эксперты.

Прослеживаются две противоположные тенденции. Одни фулфилмент-операторы в условиях кризиса выбирают один определенный товарный сегмент и специлизируются на работе с ним. Другие же, наоборот, ищут сотрудничество с интернет-магазинами различных сегментов. Первые — упрощают работу за счет более рационального выстраивания процессов, исходя из особенностей товаров (размер, условия хранения, транспортировка, проверка на качество). Вторые — диверсифицируют риски. 

В целом, рынок движется к тому, что интернет-магазины перестанут заключать множество договоров и начнут отдавать все второстепенные процессы, в том числе по обработке и доставке заказов, одному партнеру, считают опрошенные Data Insight представители ecommerce. 

Интернет-магазины ждут от фулфилмент-операторов, чтобы те становились агрегаторами "последней мили", подключая все больше новых курьерок, постаматов, ПВЗ.

Также от операторов хотят надежных каналов для доставки товаров за рубеж, в первую очередь, в страны ТС и СНГ. Государство смягчило законы, и это может стать точкой роста не только для ecommerce, но и для рынка фулфилмента.

Сторонний фулфилмент: плюсы и минусы для интернет-магазина

Плюсы

Масштабирование бизнеса и сезонная устойчивость. Фулфилмент позволяет легко масштабировать бизнес и выдерживать сезонные скачки заказов без потери качества сервиса. Оператор способен пропустить через себя пиковую нагрузку интернет-магазина без потери качества сервиса.

 Возможность переложить обработку и логистику заказов,  что позволяет интернет-магазину сконцентрироваться на рекламе и продвижении, не отвлекаясь на второстепенные для него процессы.

Более высокое качество сервиса на старте. Обработка и логистика заказов – область, в которой большинство ИМ не являются экспертами. Выстраивание собственных процессов требует времени, знаний и опыта, а также денежных вложений Маленькие компании не могут себе позволить открыть отдел логистики,  а один или несколько человек не в состоянии  отвечать  за все звенья цепочки одинаково качественно. Даже Для крупных фирм собственный отдел логистики — это огромные затраты особенно на старте.

Автоматический расчет стоимости доставки заказа. Для интернет-магазинов, в особенности небольших, сложно указать стоимость доставки товара конечному покупателю на сайте при оформлении покупки. Для расчета стоимости требуется знать физический и/или объемный вес отправления и тариф, по которому будет считаться доставка. Фулфилмент-операторы обладают техническим обеспечением для автоматизации данного процесса.

Аналитика по заказам. Фулфилмент-оператор ежедневно обрабатывает огромные объемы информации, умеет их хранить, систематизировать, анализировать.

Помимо аналитики, оператор предоставляет своим клиентам готовые IT-системы, интегрироваться с которыми проще и дешевле, чем покупать или разрабатывать свою.

 Фулфилмент  может оказаться хорошим решением для региональных интернет-магазинов при выходе на рынки других городов. Сотрудничество в режиме одного окна с фулфилмент-оператором избавляет компанию от ряда сложностей: стоимость аренды помещения, поиск курьерской компании, доставка товара от поставщиков.

Минусы

Потеря гибкости. Часто со стороны интернет-магазина возникает необходимость доработать ERP-систему, на которую завязаны все процессы по работе с заказами, под свои нужды. Однако нет уверенности, что фулфилмент-оператор доработает систему быстро или вообще согласится сделать это. Кроме этого, при посредничестве фулфилмент-компании интернет-магазин реагирует медленнее на срочные ситуации, где необходимо его участие.

Потеря контроля над качеством. Работники на аутсорсе не вовлечены в развитие магазина, не имеют для этого ни знаний, ни стимулов. Курьер сторонней курьерской компании не подскажет клиенту интересующих деталей в момент покупки, работник call-центра не сможет проконсультировать по характеристикам сложного или необычного товара. В то же время, call – центр и курьеры – это ваше лицо, и клиента не волнует, что они работают в сторонней компании. Ошибка сотрудника call-центра или курьера, работу которого вы не можете контролировать, может дорого вам обойтись, как показывает, например, недавняя история с Madrobots.

 Ограниченный выбор доставки. При работе в "одно окно"  клиент  может  выбрать  только  того  доставщика, с которым сотрудничает фулфилмент-оператор. Фулфилмент-операторы либо агрегируют небольшое количество служб доставки, либо возят сами. Это устраивает не всех клиентов, так как они не хотят ограничивать конечного покупателя, который сегодня очень требователен.

Недостаток информации. Интернет-магазину нужна аналитика, например, оборачиваемость склада, информация о популярности  каждой единицы товара. Не все, в особенности маленькие фулфилмент-операторы, могут ее предоставить.

Проблемы с упаковкой. Фулфилмент-операторы не всегда имеют упаковочные коробки, подходящие по размеру для всех товаров. Часто маленький по размеру товар пакуется в слишком большие коробки, из-за чего интернет-магазин переплачивает по весу.  

Прокомментировать
Читайте также
Станислав Лысенко
Менеджер по работе с клиентами, Курьерская служба OOO "Доставка Клаб"
06/08/2021
Dostavka-Club - отзывы 185
Перейти к исходному сообщению
Сотрудничество с данной компанией начали в ноябре 2020 года - была потребность в смене действующей службы доставки в СПБ, выбор пал на Доставка Клаб. Помимо СПБ, получили дополнительно доставку next d Еще...
Сотрудничество с данной компанией начали в ноябре 2020 года - была потребность в смене действующей службы доставки в СПБ, выбор пал на Доставка Клаб. Помимо СПБ, получили дополнительно доставку next day в Казань, Н. Новгород, Краснодар, далее со временем подключили Воронеж, Н. Челны, Р-н-Д. В качестве входного бонуса на момент старта и наращивания объёма предложили часть доставок по Москве и МО. Из привлекательного была единая система тарификации по всем направлениям, нас она устроила, так же знакомая нам платформа, на которой построен личный кабинет. Дополнительно запустили проект магистральных перевозок (паллетных) в/из Спб. В общем и целом качество доставок приемлемое, но без сверхожиданий. Буста заказов за счет сервиса как такового не произошло. Если говорить о минусах, то:
- сезон переварили с трудом, заказы задерживались на сортировке, в регионы не ходили лайнхолы, а мы как заказчик были в неведении и всё узнавали от наших недовольных клиентов. восстанавливались операции долго и мучительно.
- из сообщения выше следует низкий уровень взаимодействия с заказчиком, закрытость данных о проблемах для возможности реагирования и информирования наперед клиентов
- next day оказался не таким уж и nex day-ем, Краснодар перестали возить практически сразу, ошиблись в просчётах, возят по 2 дня, хотя еще месяц после пытались доказать что возят на следующий. В Казань не успевают доставлять в первый утренний интервал, опять же просчитались. При всем при этом клиентский менеджер не может выудить у своих же коллег логистов текущее положение дел с цепочками доставок.
- менеджер. может просто пропасть на несколько дней и не выходить на связь ибо сказать не чего и список оправданий закончился
- ЛК. проработано сыро. Описано как должно работать вроде логично, но на практике дела обстоят иначе
- отчетность и тарификация. Полагаю обусловлены сыро проработанной системой. Всегда удаётся найти что то новенькое в очередном отчёте. Первое время писал в ответ замечания на тарифы, из раза в раз ошибки были перманентно, после того как перестал находить свои убытки замечания не направляю.

Выводы. Безусловно, есть потенциал и есть к чему стремиться, развивать новые сервисы и совершенствовать старые, а так же ценить и дружить со своими клиентами, а не закрываться от них. Свернуть
Григорий Гусейнов  Григорий Гусейнов Директор по логистике, 4FRESH
Григорий, добрый день!
Большое спасибо Вам за столь развернутый и честный отзыв о нашем взаимодействии.
Отдельное спасибо за выделение точек роста, это очень важно для нас. Обязательно будем прорабатывать.
Так же благодарим за проявленное доверие. Будем еще усерднее раскрывать потенциал.
Желаем продолжения успеха Вашему проекту, побед и счастливых клиентов! Свернуть
Сотрудничество с данной компанией начали в ноябре 2020 года - была потребность в смене действующей службы доставки в СПБ, выбор пал на Доставка Клаб. Помимо СПБ, получили дополнительно до Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
22/01/2016
Китай нарастил отправку посылок из интернет-магазинов
Больше всего заказов отправили в США, Австралию, Великобританию, Канаду, Францию и Россию... Подробнее
22/01/2016
IML закрыл часть ПВЗ (новость обновляется)
IML закрывает три пункта выдачи заказов в Санкт-Петербурге... Подробнее

Популярные рубрики