подписка
Подписаться
29/09/2004

Деньги почтой

Одно из основных преимуществ электронных магазинов по сравнению с их офлайновыми собратьями заключается в том, что покупатель может заказать интересующий его товар не выходя из дома. На Западе примерно так и происходит, однако в России кредитные карты пока не слишком распространены, и поэтому проблема предоставления покупателям удобного способа оплаты интернет-заказов довольно актуальна. Зачастую, клиенту приходится потратить столько сил и времени на оплату, что он сам не рад такому интернет-шоппингу. И если в крупных городах возможна доставка курьером с приемом наличных при выдаче товаров, то для отдаленных регионов такой способ затруднителен.

Одним из перспективных способов оплаты является, как ни странно, почтовый перевод. Главным достоинством почты (как, впрочем, и "Сбербанка") остаётся разветвлённая сеть представительств. Эта сеть насчитывает 42 000 отделений по всей стране (у "Сбербанка" – около 20 000 отделений). В отличие от большинства специализированных систем денежных переводов, работающих в России, почта предоставляет возможность осуществлять переводы наличных между юридическими и физическими лицами, что, на первый взгляд, делает этот способ привлекательным для приёма средств от покупателей.

Однако до недавнего времени магазины с неохотой предоставляли клиентам возможность оплачивать товары почтовым переводом – слишком уж долго шли деньги, да и комиссия, с точки зрения покупателя, была существенная.


"КиберДеньги"

С начала 2004 года "Почта России" перешла исключительно на электронный способ передачи информации о платежах. Если раньше адресат мог получить предназначенные ему средства только после прихода бланка, и такой перевод мог идти 20 – 30 дней, то теперь, благодаря передаче информации электронным путём, максимальный срок с момента подачи перевода до его получения составляет 72 часа. Перевод через "Сбербанк" также перевод занимает несколько дней.

Тариф на отправку "обычного" почтового перевода до недавнего времени составлял 8% суммы, независимо от её размера. В новых тарифах комиссия приближена к сбербанковской (от 1 до 4%) и составляет 2–5%.

Следует также отметить и недостатки ЕСПП (Единой системы почтовых переводов) "КиберДеньги". Система работает пока не по всей России, ведь не каждое почтовое отделение подключено к магистральным каналам связи. В местах, где электронная почта недоступна, используются гибридные технологии: бумажная платежка пересылается в ближайшее почтовое отделение, где есть Интернет. Кроме того, в сознании потребителей почта до сих пор ассоциируется с медленными, неоперативными переводами, а на построение положительного имиджа нужно время и старания самих сотрудников почты. Практика же показывает, что почтовые работники не всегда вежливо и внимательно относятся к вопросам посетителей, да и очереди в отделениях связи по длине не уступают сбербанковским. Эти факторы снижают привлекательность почтовых переводов для покупателей.


Почта и "Рапида"

Вот уже год как "Почта России" довольно тесно сотрудничает с платежной системой "Рапида". Такие повседневные расходы, как оплата сотовой связи, коммерческого телевидения, доступа в Интернет, потребительского кредита, а также заказов в интернет-магазинах, могут осуществляться в отделениях почтовой связи, подключенных к ЕСПП.

Почта ведёт прием денежных средств от населения, предлагая свою разветвленную сеть почтовых отделений и обеспечивая определенные сроки прохождения средств в "Рапиду", а та выполняет все процессинговое обслуживание платежей – доведение средств до получателей. При это, магазинам не нужно "изобретать велосипед" и заключать отдельный договор с "Почтой России".

Комиссия почты в этом варианте составляет 1,5 % от суммы платежа (не менее 7 руб.) и взимается в момент приема перевода. При оформлении в почтовом отделении электронного почтового перевода с 9-00 до 18-30, срок прохождения платежа составляет от 1 до 3-х часов; при совершении платежей после 18-30 денежные средства поступают на счет получателя с 10-00 до 11-00 следующего рабочего дня. Платежная система "Рапида" исполняет платежи немедленно после получения информации от ФГУП "Почта России".

Для плательщиков партнёры разработали сайт www.postpay.ru, на котором пользователь может оперативно заполнить и распечатать бланк почтового перевода, ознакомиться с примером и инструкцией по заполнению бланка и подобрать ближайшее отделение почтовой связи, подключенное к ЕСПП.

Как отмечает "Рапида" в своем пресс-релизе, "дальнейшее развитие сервиса направлено на расширение перечня оплачиваемых услуг и на увеличение количества почтовых отделений, принимающих платежи".

Мнение интернет-магазинов

Мы решили поинтересоваться у представителей интернет-магазинов по поводу того, насколько удобен для них способ оплаты почтовым переводом. Вот что говорит Михаил Ятковский, директор по связям с общественностью "Озона":

– "Озон" действительно принимает оплату заказов почтовым переводом. Несомненный плюс этого для нас в том, что мы сначала получаем деньги, а потом начинаем работать с
заказом. То есть покупатель таким образом кредитует нас. Но именно в этом и минус этого способа оплаты: вы зашли на "Озон", выбрали товары в статусе "на складе", оплатили заказ, мы через 2-3 дня получили деньги и только тогда (!) запустили заказ в обработку, но заказанные товары могли быть за эти несколько дней проданы. И это еще несколько дней ожидания поставки товара.

"Озон" принимает почтовый перевод со всех российских регионов кроме тех городов, где у магазина есть курьерские доставки и возможность оплаты заказа наличными. "Озон" работает и с Почтой России и через Рапиду. Статистически доля платежей через Почту выше. Вот некоторая статистика: в период с 01 июня по 30 сентября "Озон" принял 108 965 заказов, из них почтовым переводом было оплачено – 805 заказов, электронным почтовым переводом – 817 заказов, "Рапидой" – 1003 заказа.

Таким образом, "Почта России", начавшая было терять лидирующие позиции на рынке оказания услуг денежных переводов, вовремя переориентировалась и старается соответствовать реалиям сегодняшнего дня. Сейчас предоставление возможности оплаты почтовым переводом, так же как и приём средств через Сбербанк, – является необходимым для работы интернет-магазинов, которые планируют осуществлять продажи за пределы своего региона.

Прокомментировать
Читайте также
Petros
28/10/2004
Форум Ведение бизнеса Платежные системы
05/10/2004
"Секретная информация" от Yambo.biz
Сервис Yambo.biz, предоставляющий услуги по обработке платежей в Интернете, опубликовал некоторую внутреннюю статистику, касающуюся его клиентов в странах СНГ... Подробнее
28/09/2004
Выгодный курс плюс обширный набор валют
Перед теми, кто активно пользуется различными системами интернет-платежей, нередко встает вопрос: как наиболее выгодно поменять одну электронную валюту на другую? Неплохим вариантом решения подобной проблемы может стать запущенный недавно автоматический сервис GLOBOXchange.com.
... Подробнее
28/09/2004
E-port возобновляет прием "Яндекс.Денег"
Платежная система e-port объявила о том, что возобновляет возможность оплаты счетов за разнообразные услуги на своем сайте momentalno.ru с электронных кошельков "Яндекс.Деньги"... Подробнее
Alex
04/09/2004
Как открыть счет в интернет-банке? 12
Уважаемы КинутыйСтоРаз, такое раньше было, я же привел примеры - international metall bank, bis-corp.com
Форум Ведение бизнеса Платежные системы