Какому бизнесу и в каких случаях есть смысл развивать B2B-портал? Когда B2B-портал не нужен? А из каких этапов состоит внедрение?
erid: 2VtzqwqfbAG
Партнерский материал
Ранее мы писали о мировых тенденциях, согласно которым B2B стремительно переходит к электронной коммерции. В следующей статье мы рассмотрели перспективы российского корпоративного рынка и почему оптовый бизнес нужно переводить в онлайн уже сегодня.
Теперь директор ecommerce-агентства KISLOROD Максим Жуков рассказывает, в каких случаях может быть полезен B2B-портал и из каких этапов обычно состоит внедрение.
Кому и в каких случаях есть смысл внедрять B2B-портал
Как понять, что есть проблемы? Как правило, это хаос во внутренних процессах компании:
- Процесс заказа не отлажен — клиент может отменить или изменить заказ, даже если часть поставки уже отгружена.
- Не учитывается локация клиента — он не может видеть остатки и забирать заказ с ближайших складов.
- Ценообразование не учитывает дополнительные издержки — стоимость доставки и обработки в регионах может отличаться и если это не учитывается, то бизнес теряет прибыль.
- Клиент долго ждет ответа — для уточнения наличия на складах, подтверждения заказа, выставления счета.
- Разрозненные каналы коммуникации — менеджер должен каждый раз включаться в работу заново и уточнять контекст.
Помочь решить эти проблемы может B2B-портал самообслуживания — он возьмет на себя все рутинные рабочие процессы, упростит ведение бизнеса с оптовыми клиентами, ускорит взаимодействие с партнерами, избавит от ошибок и позволит эффективнее распределять ресурсы сотрудников.
Также такой портал работает круглосуточно, объединяет всю информацию о клиентах в базах данных, дает клиентам множество инструментов для работы, упрощает документооборот и весь процесс сделки.
Узнать больше о функциональных возможностях B2B-портала можно по ссылке.
Кому будет полезен портал самообслуживания:
- Производителям. Для автоматизации и увеличения объемов сбыта, ускорения организационных процессов и планирования выпуска продукции.
- Дистрибьюторам. Для работы с дилерами в разных регионах, сокращения издержек и ошибок в обслуживании, роста средней стоимости заказа.
- Оптовым компаниям. Для простой и эффективной работы с покупателями, планирования закупок, выхода на новые рынки и масштабирования бизнеса.
Таким образом, владельцы онлайн-платформ сокращают издержки и увеличивают прибыль, повышают качество обслуживания и эффективность работы сотрудников.
Когда B2B-портал не нужен
Теперь рассмотрим случаи, при которых внедрять портал не имеет особого смысла.
Рабочие процессы еще не отработаны
Если компания находится на стадии роста и процессы до конца не определены, то попытка автоматизации приведет лишь к большему хаосу. Когда процессы постоянно меняются и дорабатываются, то изменения придется вносить и в автоматизированные процессы, что приведет к дополнительным тратам. Смысл автоматизации в том, чтобы ускорить рутинные процессы, которые уже отлажены.
Поток клиентов небольшой
B2B-портал упрощает многоканальную коммуникацию с большим числом клиентов. Если клиентов немного, то автоматизация бизнеса нецелесообразна — создание портала не окупится.
Какие именно бизнес-процессы он позволяет улучшить
При правильном подходе и реализации B2B-портал, в частности, повышает эффективность маркетинга, ускоряет процессы оплаты и учета складских ресурсов.
Работе с сегментами целевой аудитории
Дилерский портал — это также база данных клиентов и всей истории взаимоотношений. Это полезно как для бизнеса, так и для партнеров: можно легко повторять заказы, видеть, что чаще покупают и заказывают. Это позволяет планировать загрузку производства и обработку заказов.
Коммуникация с клиентами
B2B-портал сводит все коммуникации в единый канал с общим интерфейсом, менеджеры легко получают доступ к контексту, а пользователи получают удобный инструмент, где могут вести все сделки.
Когда нет портала или личного кабинета, клиенты могут обращаться сразу в нескольких каналах, что порождает хаос в коммуникациях и создает дополнительную нагрузку на менеджеров.
При этом портал хранит историю заказов и контекст коммуникаций, что удобно и для клиента, и для менеджера — всегда можно продолжить общение с того места, где оно закончилось. Это также снимает проблемы подключения новых менеджеров — неважно кто раньше работал с этим клиентом, обслужить его сможет любой специалист.
Маркетинг
За счет сбора и агрегирования данных повышается эффективность работы маркетинга. Можно легко разбивать ЦА на сегменты, видеть их потребности, прогнозировать и предлагать именно то, что нужно в подходящий момент. Это также дает возможность планировать закупки и загрузку производства.
Оплата и продажи
Сам процесс покупки также автоматизируется. Сделать заказ можно в любое время, а затем оплатить и получить закрывающие документы.
При этом можно использовать любые формы оплаты: оплату онлайн, по выставленному счету, с банковских карт, постоплату, кредитные линии и рассрочки. Счета на оплату формируются и выставляются автоматически.
Учет складских ресурсов и работа с локальными клиентами
B2B-портал дает возможность агрегировать информацию об актуальных остатках на ближайших складах. То есть локальные клиенты смогут увидеть количество товара на ближайшем складе, а компания-поставщик сможет учитывать уровень издержек в регионах и гибко управлять ценами.
Это значительно ускоряет процесс сделки, убирает из клиентского пути этап уточнения остатков и снимает ряд возможных ошибок. Клиент экономит время и больше мотивирован закрыть сделку. Это также помогает удерживать оптового клиента — в процессе уточнения о наличии на складе, клиент неизбежно отправится к конкурентам, чтобы не терять время. Если же он видит товар на ближайшем складе, то просто сделает заказ и решит свою задачу.
Документооборот
Большое достоинство портала самообслуживания — электронный документооборот, который экономит массу времени как клиентам, так и менеджерам. В стандартном функционале уже предусмотрено автоматическое формирование закрывающих, бухгалтерских и юридических документов.
Этапы внедрения
Разработка B2B-портала состоит из стандартных этапов, в рамках которых необходимо решить конкретные задачи.
1. Предпроектное исследование. Определение концепции портала, целевой аудитории, целей проекта, особенностей компании и категорий товара, портрета клиента, паттернов поведения типичного потребителя.
2. Подготовка ТЗ на разработку. Разработка технического задания, определение функции портала и условий разработки, точный расчет времени и стоимости разработки.
3. Внедрение готового решения с последующей доработкой. Развертывание готового решения, проектирование и программирование функции, при необходимости — доработка дизайна под требования бренда.
4. Тестовый запуск портала. Закрытый запуск для проверки работоспособности и поиска ошибок, оценка функциональности и производительности, а также ликвидация багов.
5. Запуск портала. Финальная настройка и запуск портала, дополнительное тестирование.
6. Кастомные доработки под требования бизнеса. Доработка функционала и дизайна под потребности бизнеса, повышение производительности и скорости работы.
7. Техническая поддержка и развитие. Обеспечение бесперебойной работы, мониторинг и обслуживание. Сбор данных о работе портала и поведении пользователей, формирование гипотез, проведение исследований и внедрение изменений для повышения коммерческих результатов.
Чтобы сократить время и повысить эффективность, мы запускаем B2B-порталы на базе готового решения с последующей доработкой под требования бизнеса. Возможности решения представлены на сайте, где вы можете получить консультацию или заказать демонстрацию функций.
Если пришло понимание, что нужно развиваться системно, обращайтесь в KISLOROD. Мы несколько лет внедряем и развиваем B2B-решения для лидеров российского рынка.
Реклама: ООО "КИСЛОРОД ДИДЖИТАЛ", ИНН: 7300000950.
Пройдем по всем этапам от идеи до запуска интернет-магазина. Разберем тонкости контента, дизайна и маркетинга... Подробнее