подписка
Подписаться
Дарья Костенко
22/12/2015

Ecommerce прописали новые законы

Институт развития интернета (ИРИ) и кластер электронной коммерции РАЭК подали в Администрацию президента список поправок в российское законодательство, необходимых для развития отечественной интернет-торговли. В распоряжении  Oborot.ru оказалась финальная версия этого документа, которую экспертный совет ИРИ утвердил 11 декабря.  По сути, это  рекомендации, которые Администрация президента позже разошлет для рассмотрения в соответствующие министерства и госорганы. Их разработка заняла год,  на разных этапах поправки обсуждались с более чем 300 представителями ecommerce (в том числе, "Яндекс.Маркет", "Эльдорадо", Ozon, "Евросеть", "Азбука вкуса", АКИТ, Wikimart, "220 Вольт" и другие ).

Oborot.ru изучил планируемые изменения в законодательство и поговорил с одним из разработчиков документа – руководителем кластера e-commerce в РАЭК Иваном Кургузовым.

Интернет-торговле – равные права

 Документ называется "Комплекс мер по развитию интернет-торговли, по поддержке доступа на рынки зарубежных стран и поддержке розничного экспорта"Одна из главных заявленных целей –  "сокращение дискриминации интернет-торговли".

Зачастую требования к ней – более жесткие, чем к традиционной рознице, утверждает  Иван Кургузов. Например, покупатель может вернуть практически любой товар (для розницы оговорены разные сроки и условиях для разных товарных категорий).  Есть целый список товаров, которые нельзя продавать через Интернет дистанционным способом (алкоголь, лекарства, ювелирные изделия).

С точки зрения закона, существуют три основных способа продажи через Интернет: разъездная/разносная торговля, продажа по образцу (когда курьер привозит вам товар, вы можете ознакомиться с ним и только после этого заплатить) и дистанционная продажа. Именно для дистанционных продаж действуют отдельные, более жесткие по отношению к интернет-магазину, чем к его офлайновым коллегам, правила обмена и возврата товаров. Сейчас действует определение дистанционной продажи, данное еще в 2007 году (Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 (ред. от 04.10.2012) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом"). Согласно этому документу,  дистанционный  способ продажи – это когда сделка заключается до возможности непосредственного ознакомления с товаром  или образцом товара. Это определение довольно расплывчато, а практика правоприменения показывает, что под действие Правил может попасть и тот магазин, который на самом деле дал своему покупателю возможность ознакомиться с товаром до совершения покупки.

Эксперты отрасли предложили добавить в закон следующее уточнение: дистанционная продажа происходит только там, где клиент делает предоплату до того момента, как сможет ознакомиться непосредственно с самим товаром (например, при выдаче заказа). Также рекомендовано четко прописать процедуру обмена и возврата товаров, указать условия, сроки и валюту, в которой происходит возврат.

"Это нужно, чтобы исключить случаи, когда продавец еще не видел товара, не подошедшего клиенту, но уже обязан вернуть деньги", – комментирует Кургузов.

Предлагается внести ясность и в еще один больной вопрос – о том, когда должен выбиваться кассовый чек, который выдается покупателю.  В законе этот момент прописан неоднозначно. В июле 2013 года ФНС обязала ритейлеров выдавать покупателям кассовые чеки, выбитые прямо в момент оплаты. До этого момента ФНС считала допустимым при дистанционной торговле выдавать кассовые чеки, отпечатанные заранее. Но позже служба заявила о недопустимости выдачи чеков, отпечатанных ранее, чем за 5 минут до оплаты товара. Эксперты рекомендуют смягчить это требование. При оплате наличными предлагается обязать продавца выдать покупателю в момент оплаты кассовый чек, выбитый в любой момент в этот же финансовый день.

"Кроме того, что кассовая техника – дорогая, есть и другие проблемы. В небольшом интернет-магазине стороннему курьеру просто небезопасно доверять ККМ (кассовую машину), – объясняет Иван Кургузов. – Недобросовестный курьер, желающий навредить компании, может, к примеру выбить несуществующую продажу на миллион рублей, закрыть финансовый день, сдать кассу в фирму и исчезнуть. А главбух и владелец интернет-магазина потом долго будут объясняться с налоговой".

Разработчики документа также предлагают при оплате же банковской картой курьеру через pos-терминал выбивать только слип, а покупателю выдавать товарный чек. Ведь поступление безналичного платежа на банковский счет компании априори уже попало под фискальный контроль, а значит, незачем выбивать еще и кассовый чек для этих же целей.

Уравнять в правах с зарубежными площадками

Еще одна из заявленных целей  – выравнивание условий работы отечественных и  иностранных онайн-продавцов – как на внутреннем российском рынке, так и за рубежом.  Сегодняшнюю ситуацию разработчик документа характеризует как "чудовищное неравенство между экспортом и импортом".

Что касается внутреннего рынка, эксперты предлагают прописать в законах следующее. При покупке россиянами на зарубежных площадках товаров для личного пользования как минимум в части возврата и обмена товара должны применяться российские законы. "Заставить всех зарубежных ритейлеров перевести свои сайты на русский язык, – невозможно, так что в части обязательного предоставления полной информации все равно будет неравенство. Но условия возврата и обмена пусть соблюдают российские!" – комментирует Иван Кургузов.

Упростить экспорт

Большой раздел в документе касается упрощения условий для экспортных продаж интернет-магазинов. Недавно о необходимости создания крупных площадок для онлайн-экспорта российских товаров высказался в послании к Законодательному собранию Президент России Владимир Путин. В то же время, до сих пор есть ряд "заградительных" правил, которые делают интернет-продажи за рубеж если не невозможными, то крайне затруднительными. К примеру, таможенное оформление одного отправления от юрлица стоит  около 1000 рублей, вне зависимсти от того, это паллета или посылка с матрешкой. Разработчики документа предлагают снизить этот лимит и снять другие барьеры для экспорта.

"Если ты отправляешь за рубеж книгу, таможня должна каждый раз отдельно проверить, не входит ли она в список экстремистских материалов. Посылаешь покупателю изделие народного промысла , – таможенная служба проверяет, не является ли оно обектом культурного наследия. Мы же предлагаем, чтобы ритейлер могло один раз в год подать в таможню список тех товаров, которые он продает за границу, и пусть таможенники проверят сразу все наименования", – объясняет Иван Кургузов.

Также, по мнению экспертов надо упростить согласование отправки товаров за рубеж с обладателями авторских прав или вообще снять необходимость такого согласования.

Одна из самых тяжелых проблем, мешающих российский онлайн-продавцам развивать кроссбордерные продажи, – это возврат товара, купленного иностранным потребителем. Сейчас закон рассматривает такие отправления как импорт, конечным адресатом которого является российское юрлицо. "Если ты, например отправил покупателю ноутбук за границу, а он вернул покупку, то таможня воспринимает эту посылку как импорт, и у юрлица на растаможку может уйти 1,5 месяца, – объясняет Иван Кургузов. – Мы предлагаем прописать в законе, что в таких случаях должна использоваться процедура реэкспорта. Это облегчит жизнь интернет-магазинам".

Документ обсуждался внутри отрасли более года, проводились фокус-группы и встречи, в которых на разных этапах участвовали более 300 представителей ecommerce. Финальная версия рекомендаций была доработана и утверждена экспертным советом ИРИ, после чего отправлена в Администрацию президента. Разработчики надеются, что первые поправки в законодательство будут внесены уже в марте 2016 года.

 

Читайте также: Легко ли открыть франшизу? Какие плюсы и минусы? Какая ответственность? Разбираемся с юристом

Прокомментировать
Читайте также
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
04/02/2021
К чему готовиться онлайн-торговле в 2021 году? Обзор изменений в законодательстве
Продолжается перестройка деятельности контролирующих органов на “электронные рельсы”, введены новые правила торговли, в том числе — дистанционной... Подробнее
Oleg2017
24/03/2016
Несоответствие цены на сайте интернет-магазина и при продаже 33
Если говорить по закону - никак не заставить. Магазин или не обновляет цены, или просто повышает таким образом свой рейтинг (что очень ненадолго, т.к. репутация тоже сейчас учитывается поисковыми системами). Так что ищите другой товар или покупайте по заявленной цене. Свернуть
Если говорить по закону - никак не заставить. Магазин или не обновляет цены, или просто повышает таким образом свой рейтинг (что очень ненадолго, т.к. репутация тоже сейчас учитывается по Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
23/12/2015
В Alibaba назначен ответственный за борьбу с контрафактом
Похоже, Alibaba Group всерьез берется за борьбу с нелегальными товарами. Это может послужить примером и для российского рынка... Подробнее
Анна Сливка, Игорь Бахарев
21/12/2015
Диалог с государством прошел спокойно
На форуме "Интернет Экономика" эксперты и чиновники обсуждают возможности использования Рунета для развития экономики страны... Подробнее
16/12/2015
Гарантийный срок приведут к общеевропейскому знаменателю
Европейская Комиссия предложила унифицировать гарантийный срок на онлайн-покупки во всех странах ЕС. Если эта инициативе будет дан ход, то условия для трансграничной торговли улучшатся... Подробнее