подписка
Подписаться
02/12/2015

"За товар ответишь?"

На официальном портале нормативных правовых актов появилась очередная версия законопроекта об ответственности сайтов-агрегаторов наравне с интернет-магазинами за размещаемую ими информацию. В Роспотребнадзоре говорят, что теперь она согласована с бизнесом.

Предыстория

Первые поправки к закону Роспотребнадзор предложил в июне. Согласно ним, предлагалось блокировать маркетплейсы за размещение недостоверной информации о товаре с тем, чтобы они несли такую же ответственность, как и продавцы. Для товарных агрегаторов вводилось понятие "агент". Предлагалось считать товарную площадку "агентом", несущим ту же ответственность перед потребителем, что и интернет-магазин, если площадка отвечает хотя бы одному из трех признаков: размещает информацию о товаре/услуге; участвует в заключении сделки, например, принимает сообщение о желании заключить сделку; принимает оплату.

Также в первой версии закона предлагалась досудебная блокировка тех агрегаторов, которые не размещают на сайте полностью всю информацию, которую должен размещать ИМ. 

Все эти новшества обосновывались борьбой с контрафактом и защитой прав потребителей. Однако бизнес, в том числе Российская ассоциация электронных компаний (РАЭК; объединяет более 100 организаций), раскритиковал проект. Вице-премьер Ольга Голодец поручила доработать законопроект.

На днях распоряжении РБК оказалась версия поправок, которую Роспотребнадзор в итоге согласовал с бизнесом. Предполагается, что новые правила вступят в силу с 1 января 2017 года.

Содержание поправок

Плюсы для агрегаторов

Итоговое определение агрегатора, вошедшее в закон, включило в себя все 3 важных признака, упомянутые выше. Агрегатор опеределен как «организация либо индивидуальный предприниматель, предоставляющие на своем сайте в интернете возможность потребителю ознакомиться с информацией о товаре (услуге), заключить с продавцом договор купли-продажи, а также предварительно оплатить товар «непосредственно на банковский счет такой организации». 

Агрегаторы не будут «нести обязанности и ответственность продавца», этот пункт был исключен. Это означает, что если покупатель столкнулся с некачественным товаром, он должен предъявить претензии продавцу, а не агрегатору, как предполагалось в первой редакции законопроекта.

Также из документа исчезла возможность досудебной блокировки агрегаторов. 

Минусы для агрегаторов

Одновременно с этим агрегатор должен будет нести ответственность, если он будет уличен в размещении заведомо ложной информации о товаре, которая вводит потребителя в заблуждение. Кроме того, площадка, согласно последней версии законопроекта, будет обязана размещать справочную информацию о продавце или ссылку на сайт, где есть такая информация — адрес продавца, полное имя, если речь идет об индивидуальном предпринимателе, номера регистрационных документов и т.д.

Мнения участников рынка

Руководитель "Яндекс.Маркета" Павел Алёшин признает, что текущий вариант законопроекта, в отличие от предыдущих версий, в большей степени учитывает специфику работы агрегаторов. В частности, появился важный акцент — агрегатор не продает товар, он размещает информацию о товаре, которую покупателю продает интернет-магазин. 

"Конкуренция между товарными агрегаторами неизбежно заставляет интернет-проекты давать покупателю самую полную, правильную и точную информацию, которая помогает при выборе товара и места покупки, поэтому уже сейчас "Яндекс.Маркет" предоставляет наиболее подробную информацию", – рассказывает Алёшин.

А вот Артем Соколов, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), которая активно добивалась введения дополнительной ответственности для товарных агрегаторов, недоволен законопроектом. Он полагает, что текущая версия поправок  выводит значительную часть деятельности агрегаторов из-под государственного надзора. В результате, по его мнению, на практике законопроект применить не удастся. Агрегаторы смогут отделаться размещением ссылок на сайты продавцов вместо публикации подробной информации, опасаются в АКИТ.

Один из авторов законопроекта, руководитель кластера "РАЭК / Электронная коммерция" Иван Кургузов рассказывает, что в новой версии законопроекта достаточно четко определено понятие агрегатора: "Как бы площадка себя ни называла, ей не удастся остаться в стороне, если она имеет 3 признака: размещает информацию о товаре/услуге; участвует в заключении сделки, например, принимает сообщение о желании заключить сделку; принимает оплату".

С другой стороны, существующее определение агрегатора  все-таки оставляет некоторый простор для толкования. К примеру, директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам Wikimart Денис Косенков считает, что его компания под действие законопроекта об агрегаторах не попадает. Он поясняет, что новые поправки будут работать только в том случае, если покупатель перечислит деньги на банковский счет агрегатора. Ресурс не может нести ответственность, если у него нет возмездных отношений с покупателем — это будет противоречить принципам действующего законодательства о защите прав потребителей, утверждает Косенков.

Также могут возникнуть трудности с доказательствами вины агрегатора, в частности того, что он разместил "заведомо неверную" информацию.

Это подтверждает и представитель юридической компании "Зарцын и партнеры" Людмила Харитонова. Юрист подчеркивает, что в каждом случае именно суд определяет, что такое недостоверная информация. В законе о защите прав потребителей уже есть норма, распространяющаяся и на офлайн, и на онлайн-магазины. "Но в случае с агрегаторами, видимо, на них будет возложена обязанность (прямо или косвенно) проверять всю информацию, которую они выкладывали", – замечает Харитонова. 

Президент Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Александр Иванов называет новую версию поправок "меньшим из зол". По его словам, агрегаторы тоже ими не довольны. Теперь потребители не будут толком понимать, к кому именно следует обращаться в случае возникновения претензий к товару. "Никому же не приходит в голову требовать ответственности за товар с человека, который рекламирует услугу в костюме, например, бутерброда, – объясняет Иванов. – Но почему-то такую ответственность хотят переложить на агрегаторов".

Руководитель юридического департамента Mail.Ru Group Антон Мальгинов полагает неправильным требовать от агрегаторов проверять полученную от продавцов товаров информацию на предмет ее полноты и достоверности.

Основатель партнерской площадки "Тапки.ру" Максим Кульгин считает, что ответственность будет переложена на магазины зеркально. По его мнению, агрегаторы будут максимально страховаться, консультируясь с юристами и внося нужные пункты в договоры. "Мы внятно напишем, что любой заказ на страх и риск покупателя, что он может перейти на сайт магазина и заказать там, что он (покупатель) соглашается с договором оферты и т.п.", – сказал Кульгин.

Глава общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Михаил Аншаков уверен, что все-таки законодательное регулирование агрегаторам необходимо, так как в России до сих пор нет определения даже интернет-магазина, нет судебной практики, связанной с такого рода делами — добиться возбуждения уголовного дела, когда интернет-магазины "кидают" сотни клиентов, практически невозможно, считают в ОЗПП.

Прокомментировать
Читайте также
Александра Васильева
Практикующий юрист, Самозанятость
05/12/2019
Интернет-магазин vs покупатель: Часть 1
Разбираем вместе с юристом типичные конфликты интернет-магазинов с покупателями. ... Подробнее
Oleg2017
24/03/2016
Несоответствие цены на сайте интернет-магазина и при продаже 33
Если говорить по закону - никак не заставить. Магазин или не обновляет цены, или просто повышает таким образом свой рейтинг (что очень ненадолго, т.к. репутация тоже сейчас учитывается поисковыми системами). Так что ищите другой товар или покупайте по заявленной цене. Свернуть
Если говорить по закону - никак не заставить. Магазин или не обновляет цены, или просто повышает таким образом свой рейтинг (что очень ненадолго, т.к. репутация тоже сейчас учитывается по Еще...
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
02/12/2015
Кроссбордер обложат налогом (UPD: решение отложено на неопределенный срок)
Совет Евразийской экономической комиссии в очередной раз отложил рассмотрение налога на кроссбордер... Подробнее
27/11/2015
Роспотребнадзор против интернет-алкоголя
Роспотребнадзор требует заблокировать торгующие алкоголем сайты. Чиновиники подозревают, что через эти онлайн-площадки реализуется некачественное спиртное... Подробнее
Игорь Бахарев
24/11/2015
Кроссбордер: казнить нельзя помиловать
Крупнейшие игроки российской ecommerce и рынка логистики прокомментировали возможное введение новых сборов с покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах... Подробнее