подписка
Подписаться
07/09/2015

РАЭК (Российская ассоциация электронных компаний) 4 сентября направила письмо с критикой поправок к закону "О защите прав потребителей" одновременно в несколько учреждений: в Минэкономразвития, Роспотребнадзор, Минпромторг, Минкомсвязи и правительство. Поправки были предложены Роспотребнадзором в конце июня. Ведомство обеспокоено тем, что интернет-магазины не попадают под действие закона "О защите прав потребителей", и  работа маркетплейсов,  когда продавцы и получатели денег – это разные организации, совершенно не урегулирована. В поправках предлагается ввести ответственность для информационных посредников, каковыми являются онлайн-агрегаторы информации о товарах, вроде "Яндекс.Маркета", WIkimart, AliExpress и др., наравне с продавцами товара за предоставление потребителям неполной или ложной информации о продавцах, товарах и услугах.

Обращение с критикой предложения Роспотребнадзора подписано главой РАЭК Сергеем Плутогаренко и руководителем кластера "РАЭК / Электронная коммерция" Иваном Кургузовым. В письме подчеркивается, что законопроект в текущей редакции не решает задачи, которые Роспотребнадзор обозначил в пояснительной записке — "обеспечить защиту прав потребителей при покупке товаров в интернете". При этом он несет в себе ряд существенных рисков для бизнеса, как в сфере продажи товаров через интернет, так и в сфере информационных технологий (СМИ, информационные ресурсы и др.).

Согласно законопроекту, компании, продающие товары через Интернет, оказываются в проигрышном положении относительно торгующих с помощью каталогов или через телемагазин. К первым будут установлены более жесткие требования, чем ко вторым.

Многие участники рынка уже высказывались, что такие поправки практически никак не помогут ни в борьбе против контрафакта, ни в улучшении позиций потребителя при покупках в Сети. Кроме того, законопроект никак не затрагивает работу комапний, торговля которых осуществляется через мобильные приложения. При этом полноценный сайт может быть вообще не нужен.

В письме подчеркивается, что под термин "товарный агрегатор" в текущей редакции законопроекта могут подпасть практически любые сайты – СМИ, если на их сайте размещается информация о товарах или обзор товара, информационные сайты, на которых пользователи обмениваются мнениями или отзывами о продуктах (форумы).

РАЭК прогнозирует, что принятие законопроекта в текущей редакции приведет к многочисленным блокировкам российских товарных агрегаторов. В результате рынок будет перераспределен, и займут его зарубежные компании-агрегаторы, деятельность которых не регламентируется российским законодательством о защите прав потребителей.

Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев согласен с позицией авторов письма: "Речь идет о том, что торговые агрегаторы несут ответственность по закону "О защите прав потребителей", при том что они не продают товар, не получают за него денег, а лишь предоставляют интернет-сервис."

Директор по корпоративным отношениям и правовым вопросам Wikimart Денис Косенков пояснил, что позиция РАЭК отражает мнение всех ее членов. По его словам, агрегаторы размещают у себя на сайте ту информацию, которую предоставил продавец. В результат принятия законопроекта в его текущем виде компании-товарные агрегаторы просто не смогут нормально работать. Пострадают от этого и потребители, лишившись возможности получать в одном месте большой выбор товаров по конкурентным ценам.

Представитель "Яндекса" Элина Ставиская подтвердила, что компания приняла участие в составлении письма и сказала, что "Яндекс.Маркет" уже доводит до потребителя предоставленную рекламодателями информацию о продавце, цене, наличии, основных характеристиках товара. "Принятие поправки может повлечь за собой то, что на агрегаторов возложат ряд обязательств, исполнение которых зависит от продавцов и производителей товаров," – отметила Ставиская.

В конце августа Экспертный совет при правительстве РФ (ЭС) также неодобрительно отозвался о законопроекте. В заключении ЭС, направленном министру РФ по вопросам "открытого правительства" Михаилу Абызову, в Минкомсвязь и Минэкономразвития, отмечается, что законопроект угрожает ограничением конкурентоспособности онлайн-магазинов как по сравнению с телемагазинами и каталогами, так и по сравнению с зарубежными электронными торговыми площадками, на которые не будет распространяться российское законодательство. По мнению ЭС, в законопроекте нужно прописать обязанность продавцов и изготовителей товара предоставлять агрегаторам полную и достоверную информацию, поскольку сами агрегаторы не осуществляют продажу товара и потому не обладают информацией и не могут гарантировать ее достоверность.

В данный момент на сайте regulation.gov.ru версия законопроекта уже несколько улучшена: отсутствуют первоначально предложенные поправки в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП). Таким образом, если законопроект будет принят в нынешнем виде, нарушение закона "О защите прав потребителей" с учетом поправок не будет грозить онлайн-магазинам блокировкой, как в первоначальном варианте.

Однако радоваться, возможно, рано. По мнению партнера адвокатского бюро А2 Натальи Рясиной, такое "смягчение" может быть связано с тем, что законодателю сначала необходимо закрепить правовой статус таких посредников, которые, с одной стороны, не являются реальными продавцами товаров, а с другой являются получателем денежных средств за товар.

Роспотребнадзор уже предлагает ввести понятие "агрегатора товаров (и услуг) в сети интернет". Но требование равной ответственности для него и поставщика никуда не исчезло. В данный момент происходит публичное обсуждение законопроекта, а вступление в силу запланировано на начало 2016 года.

Прокомментировать
Читайте также
11/09/2015
Маркетплейсы ответят только за CPA-продажи?
Роспотребнадзор предложит новую версию правок в закон "О защите прав потребителей"... Подробнее
Kristina Rekstina
09/09/2015
Может ли ИМ продавать в др.регион с др. дистрибьютером? 7
Людмила Харитонова:

на покупателей дистрибьютора эти ограничения не распространяются.

Спасибо большое!
А то мы всю голову сломали как быть :mrgreen:
Форум Ведение бизнеса Юридические вопросы
03/09/2015
Apple отсудила у российского интернет-магазина в 10 раз меньше, чем хотела
Вместо запрошенных 16,5 млн руб. американская компания получит 1,7 млн руб.... Подробнее
15/07/2014
Интернет-омбудсмен Дмитрий Мариничев: "Я не лоббист"
Мы расспросили омбудсмена по интернет-бизнесу о том, что он обычно покупает онлайн и как собирается отстаивать интересы e-commerce... Подробнее
Людмила Харитонова, Зарцын и партнеры
06/08/2013
Возврат товаров в интернет-магазин. Все, что вы хотели знать 12
Исчерпывающая статья о возвратах в интернет-магазины:
  • как сократить возможный срок возврата?
  • когда вы по закону обязаны принять товар обратно?
  • в каких случаях покупатель не имеет права требовать возврата?
  • как вернуть деньги и правильно провести все через бухгалтерию?... Подробнее