"Яндекс" подсчитал интернет-покупателей в регионах
В России за год появилось 6 млн новых интернет-пользователей, мобильная аудитория сайтов выросла в полтора раза. Онлайн-покупки совершают, в разных регионах, от 57% до 91% активных интернет-пользователей.
Такие данные приводит "Яндекс" в своем новом исследовании, посвященном развитию Интернета в регионах.
По данным TNS Web Index, количество интернет-покупателей среди всех пользователей интернета за год выросло во всех регионах России. Слабее всего — в Москве и Санкт-Петербурге, где этот показатель и так был высок. Быстрее всего аудитория e-commerce росла в Северо-Западном федеральном округе (без учета Санкт-Петербурга). По данным ФОМ, проникновение Интернета увеличилось во всех регионах и типах населённых пунктов. Самые высокие темпы роста показали Дальний Восток, Санкт-Петербург и сельская местность.
Увеличение числа пользователей Сети специалисты назвали главным фактором, влияющим на рост рынка ecommerce.
Исследование Яндекса позволяет сравнить, какую часть от всех взрослых пользователей Интернета составляют активные клиенты интернет-магазинов в разных регионах России.
Москва лидирует не только по проценту активных клиентов интернет-магазина, но и по наибольшему среднему чеку (по данным GfK). Меньше всего на одну покупку в интернет-магазинах тратят жители Приволжья. Можно предположить, что здесь также велика роль логистики (из Европы и Китая далеко, долго и дорого, из Москвы тоже не быстро) и уровня доходов (региональные зарплаты сильно ниже столичных).
Более трети покупок, совершённых в российских регионах, высылаются из Москвы. В Дальневосточном и Сибирском федеральных округах больше, чем в других регионах, доля покупателей, которые заказывают товары в зарубежных интернет-магазинах. Меньше всего доля трансграничных покупателей в Санкт-Петербурге и СЗФО.
По данным ФОМ, осенью 2014 года 72,3 миллиона россиян (62% совершеннолетнего населения страны) пользовались Интернетом хотя бы раз в месяц, а почти 60 миллионов человек выходили в сеть ежедневно (при этом не учитывались пользователи младше 18 лет, а также жители Крыма). В целом, наблюдается тенденция увеличения доли пользователей старшей возрастной группы – это та аудитория, которая, с одной стороны, в меньшей степени склонна к совершению спонтанных покупок, но, с другой стороны, готова тратить больше, осмысленно приобретая более дорогие товары.
По-прежнему, больше половины пользователей Интернета в России — это люди в возрасте до 35 лет. При этом доля пользователей старшей возрастной группы растёт год от года. Более возрастные пользователи так или иначе осваивают новые технологии, просто делают это медленнее, чем молодежь. Детей и молодёжи больше всего среди пользователей Интернета в небольших городах, а людей старшего возраста — среди жителей мегаполисов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга.
Как было уже отмечено выше, рост доступности Интернета с мобильных устройств является одной из четко заметных тенденций в регионах. По данным TNS Web Index, проникновение мобильного Интернета выросло во всех регионах страны. Сильнее всего — на Северном Кавказе, слабее всего — на Урале.
Мобильный интернет превращает владельцев смартфонов и планшетов в потенциальных клиентов интернет-магазинов. Все, что требуется, – оптимизация сайтов для онлайн-покупок под экраны смартфонов. За 2014 год доля таких мобильных просмотров увеличилась в полтора раза и достигла 22%, причем темпы прироста доли смартфонов заметно обгоняют темпы прироста доли планшетов. Возможно, это вызвано учетом фаблетов в качестве смартфонов, а не планшетов – экраны этих устройств по разрешению близки к планшетным.
по данным за I квартал 2015 года компании Criteo в России со смартфонов делается 40% всех мобильных покупок.
Яндекс сравнивает стоимость доступа в интернет с планшета для разных регионов России. Для простоты выбраны тарифы с включённым в ежемесячный платёж трафиком и только для планшетов, чтобы на тариф не влияла стоимость телефонной связи.
Здесь видно, что Москва и Санкт-Петербург по соотношению цена – включенный объем трафика ощутимо уступают Северо-Кавказскому и Южному федеральным округам.
Мнение эксперта
Генеральный директор REG.RU Алексей Королюк так прокомментировал результаты исследования.
"Развитие электронной коммерции во многом зависит от уровня проникновения и качества услуг доставки в регионы. Только после решения этой проблемы в России можно ожидать значительного роста числа интернет-покупок, поэтому для всего отечественного рынка e-commerce – это задача номер один.
Вместе с тем, в ближайшее время мы в любом случае будем наблюдать уменьшение среднего чека в интернет-магазинах, что связано со снижением покупательской способности россиян из-за сокращения реальной заработной платы. Что касается проникновения интернета, то прирост пользователей и дальше будет происходить за счет регионов.
Важно понимать, что достижение показателей стран большой восьмерки – задача хотя и важная, но все-таки не первостепенная. В первую очередь, необходимо развитие транспортно-логистической сети, что прямо повлияет на темпы развития российской интернет-экономики".
Тем более что имеется информация о том, что в правительстве прогнозируется рост курса доллара до 100 рублей и падение цены на нефть до 35 долларов за баррель в 2015 году.
Надо признать, что не такие уж дураки работают у нас в правительстве. Я например, не поверил, что такие цифры возможны. Свернуть