E-commerce "вытянет" экономику Рунета в 2014 году
Интернет-сектор в России, в 2014 году слегка замедлит темпы роста по сравнению с 2013 годом. Но останется самым динамично развивающимся на фоне остальной экономики страны. Таков основной вывод исследования “Экономика Рунета 2013-2014”, проведённого Национальным исследовательским университетом – Высшей школой экономики (ВШЭ) и Ассоциацией электронных коммуникаций (РАЭК).
Интернет-сфера всё же не избежит общего негативного экономического тренда, отмечают исследователи. Во-первых, “оптимистичные прогнозы экспертов по росту в 2014 году во многом связаны с понижением курса рубля“, указывают они. Во-вторых, в связи с экономическим спадом и нехваткой инвестиционного капитала во многих рыночных сегментах будет происходить активная консолидация.
Рунет развивался в 2013 году по инновационному сценарию, однако в 2014 году эксперты ожидают серьёзное замедление нескольких рынков, в первую очередь рекламного, а также снижение покупательской активности пользователей.
Реклама просядет
Реклама в Интернете покажет снижение темпов роста, причём во всем каналам. В 2014 году видеореклама прирастёт на 50%, контекстная реклама – лишь на 28%, мобильная веб-разработка на 19%, SMM – на 17%, поисковая оптимизация – на 13%, медийная реклама – на 7%. Произойдёт падение темпов роста в инфраструктурном секторе (программное обеспечение как услуга, хостинг, домены).
Частично это объясняется увеличением базы, от которой рассчитывается рост, считает директор по медиаисследованиям и стратегической аналитике онлайн-кинотеатра ivi.ru Дмитрий Пашутин. “Замедление в таком случае вполне закономерно. Важнее то, что в абсолютном выражении доходы становятся всё больше, а рынку такого объёма сложно показывать прежние проценты прироста. В абсолютном денежном выражении прирост рынка в минувшем году будет больше, чем в 2013-м, – оценивает он. – В целом динамика рынка положительная. Пятидесятипроцентный рост видео на фоне замедления всех остальных медийных форматов, вплоть до отрицательных значений (печать), свидетельствует о высоком потенциале онлайн-видео“.
Тем не менее, тенденция некоторого снижения рекламной активности даже в Интернете налицо. “Темпы развития экономики замедлились. Денег у рекламодателей стало меньше, – констатирует управляющий партнёр агентства Nectarin Денис Шапкарин. – Поэтому сейчас идет более тщательный отбор рекламных инструментов по их эффективности. Клиенты все чаще отказываются от имиджевых размещений в пользу тех, которые непосредственно приводят к ним клиентов. Особенно это касается банков. Именно поэтому снижается интерес к медийной рекламе".
E-commerce вытянет общий рост
Эстафету роста перехватит электронная коммерция, которая занимает львиную долю сектора в денежном выражении. В 2013 году темп её роста слегка отставал от средних (+30% по электронным платежам, +29% в ритейле до 368 млрд, +27% в туризме до 195 млрд). Но в 2014 году, напротив, она должна будет тянуть отрасль вверх (+40%, +30% и +45% соответственно).
Сектор контента также ускорит рост в 2014 году, но он в России пока не велик (5,8 млрд рублей в 2013 году), и здесь тоже скорее сказывается эффект базы: рынки музыки, видео, книг и СМИ развиваются в последние несколько лет с нуля. К тому же, в случае серьёзного экономического спада рост и в этих сегментах будет убит, поскольку пользователи отойдут от едва начинающей складываться манеры платить за контент.
Исследователи предполагают, что с кризисом многие пользователи готовы будут поменять свои привычки в пользу бесплатных альтернатив, не особо задумываясь при этом о легальности этих предложений.
В итоге, “в 2014—2015 годах будет происходить замедление роста и переход на стабилизационный сценарий“.
Помимо экономико-конъюнктурных проблем, на отрасль в России негативно воздействуют законодательные запреты и ограничения.
Но исследователи утверждают, что это происходит из-за узости кругозора основных игроков рынка и отсутствия желания влиять на законотворчество. По их мнению, интернет-отрасли надо понять, "что из пассивного наблюдателя законодательных инициатив пора превращаться в проактивного создателя — модификатора нормативной базы для изменения тренда законотворчества с охранительно-запретительного на инновационно-стимулирующий“.
Прим.редакции: на наш взгляд, одного понимания мало, и этот вывод выглядит излишне оптимистичным. Наивно полагать, что нынешнее государство сделает исключение для интернет-бизнесменов и будет относиться к ним иначе, чем к остальным гражданам, создающим продукт.
Взгляд в 2018 год
В заключение исследователи представили сценарные прогнозы развития отрасли до 2018 года.
- Оптимистичный: рост отрасли продолжится – на 35-40% в год.
- Стабилизационный – 15-20% среднегодового роста.
- Негативный – среднегодовой рост рынка до 2018 года составит лишь 6-10%.
- И, наконец, по сценарию глобального кризиса, среднегодовой рост рынка до 2018 году составит 3-6%, но будет наблюдаться только в отдельных сегментах (например, электронная коммерция). Ситуация кризиса 2008—2009, когда интернет-индустрия Рунета росла на фоне общего снижения, не повторится.