Публичная оферта интернет-магазина
Каждый интернет-предприниматель знает, что на своем сайте он должен разместить публичную оферту. Но мало кто точно знает, что в ней должно быть отражено и с какого момента договор покупателя с интернет-магазином считаются заключенным. Все эти вопросы для нас пояснили юристы агентства "Зарцын и партнеры".
Что такое публичная оферта?
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором (офертой) признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Это значит, что, размещая публичную оферту, вы не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим при заключении публичного договора (кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами).
Согласно Правилам дистанционной торговли (п. 12) предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.
Для розничной купли-продажи существенными условиями считаются:
- Предмет договора, т.е. товар, которые выбирает Покупатель, его количество.
- Стоимость товара.
- Условия доставки товара.
Обратите внимание! Согласно Правилам дистанционной торговли (п. 26) доставленный товар передается покупателю по месту его жительства или иному указанному им адресу, а при отсутствии покупателя – любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара. Т.е. вы имеете право потребовать у лица принимающего товар документы идентифицирующие личность либо документ подтверждающий заключение договора. Особенно это актуально для предоплаченных товаров.
Например, вы можете в качестве таких доказательств попросить номер заказа, квитанцию о подтверждении заказа, учетные данные покупателя.
При этом:
- продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.
- продавец обязан информировать покупателя о сроке, в течение которого действует предложение о продаже товара дистанционным способом.
Как покупатель может принять условия оферты?
Покупатель, ознакомившейся с офертой и желающий принять ее условия, должен совершить акцепт (ст. 438 ГК) , т.е. действия, которые указаны в оферте.
Акцептом могут считаться :
- совершение регистрации на Сайте;
- заполнение регистрационной формы;
- заполнение заказа и т.д.
Пункт 20 Правил дистанционной торговли вводит для интернет-магазинов особые правила. Он актуален для интернет-магазинов, когда продажа осуществляется именно дистанционным способом и указывает, что договор в таком случае может считаться заключенным с двух моментов:
- с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара;
или
- с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Именно этот, второй вариант необходимо указать в оферте в качестве акцепта.
Обратите внимание, что согласно Правилам дистанционной торговли акцепт покупателя должен содержать ряд сведений:
а) полное фирменное наименование и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;
б) наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;
в) вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;
г) обязательства покупателя.
В соответствии с Правилами дистанционной торговли до момента акцепта оферты покупатель должен быть ознакомлен со следующей информацией:
- основные потребительские свойства товара;
- адрес (место нахождения) продавца;
- место изготовления товара;
- полное фирменное наименование продавца;
- цена и об условия приобретения товара, о его доставка, срок службы, срок годности, гарантийный срок;
- порядок оплаты товара,
- срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Это значит, что данная информация должна быть доступна покупателю до того, как он совершит действия, которые признается акцептом. Например, эту информацию можно разместить рядом с товаром.
Надо признать, что на практике очень малое количество интернет-магазинов соблюдают это правило. Часто такой информации не содержится и в самой оферте, а это значит, что с точки зрения закона договор может быть признан не заключенным.
Что еще нужно указать в оферте?
- Сопроводительные документы и принадлежности товара (Укажите, какие именно документы будут приложены к товару). Например, если кассовый чек выбиваете не вы, а курьерская компания, имеет смысл прямо оговорить это в оферте. Тем самым вы снимете множество вопросов у покупателя.
- Гарантийный срок и гарантийные обязательства.
- Согласие на обработку персональных данных покупателя (с указанием какие именно данные обрабатываются). Если вы передаете данные покупателя третьим лицам (например, курьерской компании) обязательно укажите это;
- Порядок доставки товара. Укажите, какие именно документы должен иметь при себе покупатель, как именно он должен осмотреть товар, какие документы должен подписать.
- Порядок оплаты товара. Укажите, какими способами покупатель может заплатить за товар. Если вы взимаете дополнительную плату за доставку или иные услуги (например, примерку) обязательно укажите это.
- Порядок возврата товара.
- Порядок направления и рассмотрения претензий покупателей, а также разрешения споров в судебном порядке. Обратите внимание! Вы можете установить обязательный досудебный претензионный порядок. Это значит, что покупатель перед обращением в суд должен сначала обратиться с претензией к вам.
Таким образом, самое главное для интернет-магазина:
- разместить необходимую информацию на сайте, предоставив покупателю возможность предварительно с ней ознакомиться, как и требует закон;
- точно определить какие действия покупателя означают, что он принял условия договора;
- максимально четко оговорить в договоре все условия по приобретению и доставке товара.
P.S. Комментарий исполнительного директора Ассоциации компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ) Ивана Кургузова:
– Как следует из существующего законодательства, интернет-магазин не обязательно торгует дистанционным способом, т.е. фактически не все способы продажи подпадают под действие правил дистанционной торговли.
Более того, принципиальная позиция АКРЭТ – дистанционным способом продажи (в том числе с наличием оферты) – следует считать только тот способ, когда передача денег происходит до возможности ознакомиться с товаром (например, при оплате через сайт банковской картой или электронными деньгами). Сейчас мы разрабатываем соответствующие поправки к Правилам продажи товаров дистанционным способом, которые планируем внести в Торгово-промышленную палату РФ осенью 2013 года.
Читайте также:
Возврат товаров в интернет-магазин. Все, что вы хотели знать.
Работа интернет-магазинов с "Почтой России". Отвечаем на вопросы.
Что должно быть в оферте, чего там быть не должно, и какие ошибки чаще всего делают интернет-магазины. На практических примерах объясняет эксперт юридической компании "Зарцын и партнеры"... Подробнее