подписка
Подписаться
Людмила Харитонова, Зарцын и партнеры
03/09/2013

Каждый интернет-предприниматель знает, что на своем сайте он должен разместить публичную оферту. Но мало кто  точно знает, что в ней должно быть отражено и с какого момента договор покупателя с интернет-магазином считаются заключенным. Все эти вопросы для нас пояснили  юристы агентства "Зарцын и партнеры". 

Что такое публичная оферта?

В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором (офертой) признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).

Это значит, что, размещая публичную оферту, вы не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим при заключении публичного договора (кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами).

Согласно Правилам дистанционной торговли (п. 12) предложение товара в его описании, обращенное к неопределенному кругу лиц, признается публичной офертой, если оно достаточно определено и содержит все существенные условия договора.

Для розничной купли-продажи существенными условиями считаются:

  1. Предмет договора, т.е. товар, которые выбирает Покупатель, его количество.
  2. Стоимость товара.
  3. Условия доставки товара.

Обратите внимание! Согласно Правилам дистанционной торговли (п. 26) доставленный товар передается покупателю по месту его жительства или иному указанному им адресу, а при отсутствии покупателя – любому лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление доставки товара. Т.е. вы имеете право потребовать у лица принимающего товар документы идентифицирующие личность либо документ подтверждающий заключение договора. Особенно это актуально для предоплаченных товаров.

Например, вы можете в качестве таких доказательств попросить номер заказа, квитанцию о подтверждении заказа, учетные данные покупателя.

При этом:

  • продавец обязан заключить договор с любым лицом, выразившим намерение приобрести товар, предложенный в его описании.
  • продавец обязан информировать покупателя о сроке, в течение которого действует предложение о продаже товара дистанционным способом.

Как покупатель может принять условия оферты?

Покупатель, ознакомившейся с офертой и желающий принять ее условия, должен совершить акцепт (ст. 438 ГК) , т.е. действия, которые указаны в оферте.

Акцептом могут считаться :

  • совершение регистрации на Сайте;
  • заполнение регистрационной формы;
  • заполнение заказа и т.д.

Пункт 20 Правил дистанционной торговли вводит для интернет-магазинов особые правила. Он актуален для интернет-магазинов, когда продажа осуществляется именно дистанционным способом и указывает, что договор в таком случае может считаться заключенным с двух моментов:

  •  с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека либо иного документа, подтверждающего оплату товара;

или

  • с момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.

Именно этот, второй вариант необходимо указать в оферте в качестве акцепта.

Обратите внимание, что согласно Правилам дистанционной торговли акцепт покупателя должен содержать ряд сведений:

а) полное фирменное наименование и адрес (место нахождения) продавца, фамилия, имя, отчество покупателя или указанного им лица (получателя), адрес, по которому следует доставить товар;

б) наименование товара, артикул, марка, разновидность, количество предметов, входящих в комплект приобретаемого товара, цена товара;

в) вид услуги (при предоставлении), время ее исполнения и стоимость;

г) обязательства покупателя.

В соответствии с Правилами дистанционной торговли до момента акцепта оферты покупатель должен быть ознакомлен со следующей информацией:

  • основные потребительские свойства товара;
  • адрес (место нахождения) продавца;
  • место изготовления товара;
  • полное фирменное наименование продавца;
  • цена и об условия приобретения товара, о его доставка, срок службы, срок годности, гарантийный срок;
  • порядок оплаты товара,
  • срок, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Это значит, что данная информация должна быть доступна покупателю до того, как он совершит действия, которые признается акцептом. Например, эту информацию можно разместить рядом с товаром.

Надо признать, что на практике очень малое количество интернет-магазинов соблюдают это правило. Часто такой информации не содержится и в самой оферте, а это значит, что с точки зрения закона договор может быть признан не заключенным.

Что еще нужно указать в оферте?

  • Сопроводительные документы и принадлежности товара (Укажите, какие именно документы будут приложены к товару). Например, если кассовый чек выбиваете не вы, а курьерская компания, имеет смысл прямо оговорить это в оферте. Тем самым вы снимете множество вопросов у покупателя.
  • Гарантийный срок и гарантийные обязательства.
  • Согласие на обработку персональных данных покупателя (с указанием какие именно данные обрабатываются). Если вы передаете данные покупателя третьим лицам (например, курьерской компании) обязательно укажите это;
  • Порядок доставки товара. Укажите, какие именно документы должен иметь при себе покупатель, как именно он должен осмотреть товар, какие документы должен подписать.
  • Порядок оплаты товара. Укажите, какими способами покупатель может заплатить за товар. Если вы взимаете дополнительную плату за доставку или иные услуги (например, примерку) обязательно укажите это.
  • Порядок возврата товара.
  • Порядок направления и рассмотрения претензий покупателей, а также разрешения споров в судебном порядке. Обратите внимание! Вы можете установить обязательный досудебный претензионный порядок. Это значит, что покупатель перед обращением в суд должен сначала обратиться с претензией к вам.

Таким образом, самое главное для интернет-магазина:

  • разместить необходимую информацию на сайте, предоставив покупателю возможность предварительно с ней ознакомиться, как и требует закон;
  • точно определить какие действия покупателя означают, что он принял условия договора;
  • максимально четко оговорить в договоре все условия по приобретению и доставке товара.

P.S. Комментарий исполнительного директора Ассоциации компаний розничной электронной торговли (АКРЭТ) Ивана Кургузова:

– Как следует из существующего законодательства, интернет-магазин не обязательно торгует дистанционным способом, т.е. фактически не все способы продажи подпадают под действие правил дистанционной торговли.

Более того, принципиальная позиция АКРЭТ – дистанционным способом продажи (в том числе с наличием оферты) – следует считать только тот способ, когда передача денег происходит до возможности ознакомиться с товаром (например, при оплате через сайт банковской картой или электронными деньгами). Сейчас мы разрабатываем соответствующие поправки к Правилам продажи товаров дистанционным способом, которые планируем внести в Торгово-промышленную палату РФ осенью 2013 года.

 

Читайте также:

Возврат товаров в интернет-магазин. Все, что вы хотели знать.

Работа интернет-магазинов с "Почтой России". Отвечаем на вопросы.

 

Прокомментировать
Читайте также
Александра Васильева
Практикующий юрист, Частная Практика
09/02/2021
Новые правила купли-продажи в онлайн-торговле: что изменится в 2021 году
С 1 января 2021 года начали действовать новые Правила продажи по договору розничной купли-продажи. Давайте рассмотрим их подробнее... Подробнее
Людмила Харитонова, Зарцын и партнеры
02/12/2020
Как правильно составить публичную оферту на сайте. Советы юристов
Как грамотность заполнить документ, если вы не юрист?... Подробнее
Людмила Харитонова, Зарцын и партнеры
14/11/2013
Составляем "правильную" публичную оферту
По закон, каждый интернет-магазин должен размещать на своем сайт оферту - публичный договор купли-продажи. Составление этого документа для многих становится источником продолжительной головной боли.
Что должно быть в оферте, чего там быть не должно, и какие ошибки чаще всего делают интернет-магазины. На практических примерах объясняет эксперт юридической компании "Зарцын и партнеры"... Подробнее
09/09/2013
Алкогольные сайты тоже попадут в чёрный список
Росалкогольрегулирование планирует внести соответствующие изменения в закон... Подробнее
28/08/2013
Сделка года накрылась ФАСом
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) расстроила слияние компаний "М.Видео" и "Эльдорадо" - самую крупную сделку на рынке российского ритейла бытовой техники. Но и теперь руководство "М.Видео" не исключает новых переговоров с ведущими игроками рынка бытовой техники и электроники по вопросу консолидации... Подробнее