"Жители" и гости Рунета в цифрах
Статистические данные в любой отрасли экономики – богатая пища для размышления, особенно для тех, чья деятельность с этой отраслью связана. И чем больше данных от различных независимых источников, тем более реальную картину можно составить. Вот и ряды исследователей Рунета недавно пополнилась новым участником в лице J'son&Partners, выпустившем информационный бюллетень "Российский рынок интернет-доступа. Март 2004".
Оценки и прогнозы, приводимые в исследовании, в первую очередь представляют интерес для тех, кто использует Сеть как инструмент развития бизнеса. Ведь любой посетитель Рунета, по большому счету, является потенциальным клиентом десятков и сотен виртуальных торговых площадок, а также целью множества рекламных объявлений.
Стоит отметить, что основой для оценок J'son&Partners служили несколько источников, однако в качестве базовых брались данные системы SpyLOG. При этом использовались два показателя: объем месячной и недельной аудиторий. Первый был взят в качестве характеристики "максимального" проникновения Интернета, а второй – для получения данных о числе "регулярных" пользователей Сети. Не забывая о "гостях" (месячная аудитория) Рунета, будем все же акцентировать Ваше внимание на данных о его "жителях" (недельная аудитория).
Прежде всего, отметим, что по количеству пользователей российский Интернет вырос в 2003 году на 40%. При этом недельную аудиторию составляет 5,9 млн человек (5% взрослого населения России), а месячную – 11,6 млн (почти 10% населения старше 16 лет). Большинство экспертов сходятся во мнении, что 10%-ный показатель крайне важен для дальнейшего активного освоения Сети. Эта цифра обычно называется в качестве рубежа, после которого начинается эффект лавинообразного роста аудитории. Как предполагают эксперты J'son&Partners, к концу 2004 года интернет-аудитория вырастет еще на 35-40% и достигнет 15 млн человек.
По словам заместителя генерального директора интернет-холдинга Rambler Ивана Засурского, "рост проникновения оказывает серьезный эффект на обороты услуг электронной коммерции". Он полагает, что в этом году электронная коммерция станет "одним из самых перспективных направлений".
Рубеж рубежом, но когда страница грузится невероятно долго, а бродить среди виртуальных витрин не намного легче, чем герою Семена Фарады по коридорам НИИЧАВО, возникает непреодолимое желание найти более дружественного к посетителям продавца.
Особенно часто такая ситуация возникает при коммутируемом доступе, на который, между прочим, приходится сейчас 55% недельной аудитории (или, как мы их окрестили, "жителей") Рунета. Не удивительно поэтому, что при своем численном превосходстве "телефонные" пользователи обеспечивают лишь 40% веб-трафика. На долю счастливых обладателей выделенного доступа приходятся остальные 60% трафика, причем это не только скачивание гигабайтных архивов: за неделю те, кто подключен к Интернету по широкополосному каналу, просматривают почти вдвое больше страниц, чем обладатели модемов.
Впрочем, если Ваша целевая аудитория в основном состоит из москвичей и дайлапщики (которых в столице всего 36%) Вас не интересуют, можно не жертвовать дизайнерскими изысками и "навороченным" кодом ради скорости загрузки. Для тех же, кто находится "ближе к народу", полезно знать, что в среднем по остальной России доля коммутируемого доступа составляет 67%, достигая в некоторых регионах (к примеру, на юге) 75%. Более прогрессивным и близким к Москве выглядит Санкт-Петербург с 54% дайлап-подключений. Всего же по России через "старое-доброе" модемное соединение еженедельно выходят в Сеть 3,22 млн человек.
Основным препятствием для перехода на более быстрый и удобный выделенный доступ является высокая стоимость подобного сервиса в регионах. Видимо, поэтому пока не ожидается существенных изменений в соотношении медленный/быстрый доступ. Аналитики J'son&Partners прогнозируют изменение этого соотношения с 55/45 в 2003 году на 52/48 – в 2004 (то есть, доля коммутируемых соединений будет по-прежнему преобладать, хотя и несколько уменьшится).
Впрочем, нельзя не отметить, что темпы роста числа дайлап-пользователей постепенно снижаются: с 40% в 2002 году до 35% в 2003-ем и – по прогнозам – до 30% в 2004-ом. При этом (внимание тем, кто ориентируется на деятельность за пределами Московской области) основной рост, по мнению специалистов из J'son&Partners, переместился в регионы.
Правда, в привязке по регионам тот самый 10%-ный барьер перешагнули лишь Москва и Санкт-Петербург (области). Из других регионов ближе всего к этому рубежу, с уровнем проникновения 7-8%, подошли Томская и Новосибирская области, а также Приморский край. В общем, отмечается тенденция более высокого уровня проникновения в северных и восточных областях и низкого – в центральных и южных. Аналитики ожидают увеличение недельной аудитории до 5% взрослого населения большинства регионов в 2004 году и 7% – в 2005-ом. Особняком, что неудивительно, стоят Москва (19%) и Петербург (14%).
По данным J'son&Partners
Хотя, конечно, варварский способ "вламываться" без разрешения хозяина на его ПК, нормальной рекламой и чистым бизнесом назвать нельзя. Свернуть