Информационные технологии в бизнесе. Часть 1 - Вопросы, связанные с бизнес-информацией
Обзор
Информация играет все более важную роль в международном бизнесе и как ресурс, и как товар. За последние тридцать лет резко возрос объем доступной фирмам информации, а с внедрением новых коммуникационных технологий скорость доступа к информации увеличилась во много раз. Однако этот рост не всегда сопровождался соответствующим улучшением качества информации.
Существует множество видов и источников бизнес-информации. Основное разграничение заключается в том, из какого источника поступила информация: первичного (информация, собранная фирмой при непосредственном исследовании или взятая из отчетов об исследованиях) или вторичного (уже кем-то собранная информация, которую предстоит проанализировать). Соответствующее, связанное с этим различие состоит в том, является ли эта информация общедоступной или доступ к ней ограничен.
Все бизнес-процессы в определенной степени зависят от информации, которая необходима для снижения риска при принятии решений и разработке стратегии. Управление информацией является основной функцией управляющих в большинстве фирм, особенно в крупных компаниях и транснациональных корпорациях. Управление информацией определяют как получение своевременной, точной и необходимой информации и передача ее работникам всех уровней. Управление, таким образом, включает сбор, интерпретацию и хранение информации в логической системе. Системы управления информацией, построенные, как правило, на базе какой-либо компьютерной программы, помогают привести информацию в более стройную систему, ускорить процесс доступа к ней и увеличить скорость передачи данных. Несмотря на это, надо знать, что от этих систем не будет толку, если компания вначале не определит, какие именно виды информации она хочет получать, а также не обозначит приоритетные направления ее использования.
- Вопросы, связанные с бизнес-информацией
Ли (Li, 1995) обратил особое внимание на то, что "информация, равно как товары и ресурсы, превратилась в "стратегический ресурс", от которого зависит конкурентоспособность всех фирм". В действительности информация всегда была необходима для эффективного управления, но революция, произошедшая в коммуникационных системах, увеличила объем доступной информации и сделала процесс управления информацией более сложным и важным для фирмы.
На сегодняшний день не существует общепринятого определения бизнес-информации. В том, что касается информации вообще, Мартин (Martin, 1983) отмечает наличие всеобщего заблуждения: под информацией "понимают факты, сведения, новости и знание". Затем, как и многие другие авторы, он предлагает иерархию, состоящую из трех частей: данных, информации и знания. Данные относятся к чувственным и воспринимаемым явлениям; они являются полностью независимыми, а их содержание носит беспристрастный характер. Информация уже более умозрительна, она также базируется на чувственных явлениях, но интерпретированных передающим устройством; иногда такая интерпретация может искажать значение лежащих в основе данных (как, например, пристрастность средств массовой информации при сообщении новостей). Знание еще более умозрительно. Как и информация, оно пассивно, но, учитывая наличие у нас умственных способностей и (или) технологии, мы можем превратить его в конкретные действия.
Такое разделение между статической природой информации и свойством потенциальной активности знания было сформулировано Д. Хейдом (Hade): "Информация подчинена мыслям людей, а знание — это сила и свобода поступать в соответствии со своими взглядами" (цитируется по Koski, 2000). Несмотря на свою иллюстративность, эта точка зрения до некоторой степени экстремальна. Информация является необходимым структурным элементом знания; знание можно получить интуитивно, но, по крайней мере в западных странах, обсуждается и анализируется именно то знание, которое получено путем восприятия и анализа информации.
Задача бизнес-информации, как будет показано ниже, заключается в предоставлении менеджерам некоторой основы знаний как о внутренней среде фирмы, связанной с ее работой, так и о внешней, в которой функционирует фирма. Основная цель сбора информации состоит в том, чтобы на ее основе как можно точнее, с минимальным уровнем неопределенности, формировать знания и принимать решения. Соответственно при получении бизнес-информации акцент должен быть сделан на сборе реальных, экономических, детерминистских и безусловных фактов. Однако этот акцент может привести к сокращению числа альтернатив (а следовательно, и потенциала информации) за счет исключения из рассмотрения всей информации, не отвечающей требованию строгой "релевантности". Один из парадоксов современных взглядов на информацию состоит в том, что чем выше неопределенность, тем больше возможностей для дивергенции и направлений дальнейшего развития, вытекающих из этих возможностей; фактически тогда больший объем информации приводит в некоторых случаях к сокращению числа таких направлений. Эта проблема хорошо известна, а недавно она стала предметом исследования на "практическом слушании", которое имело целью решить проблемы, связанные с определением соответствующего акцента и сбором информации. Однако вопрос о том, "какую информацию использовать", остается очень непростым.
Другая проблема, возникающая при работе с бизнес-информацией, заключается в том, что, хотя сама информация находится под влиянием указанной выше детерминистской экономической парадигмы, решения часто принимаются на основе впечатлений и невероятных примеров. Исследовательская работа с предпринимателями, менеджерами, специалистами по инвестированию и другими сотрудниками выявила большое доверие к "интуиции" и "внутреннему чувству". Таким образом, в некоторых случаях, по-видимому, возникает несоответствие между бизнес-информацией (которая основана на фактах) и деловым знанием (которое часто основано на интуиции).
Последняя группа вопросов связана с временными ограничениями. Бизнес-информация в основном описывает то, что произошло в недавнем и не очень далеком прошлом; даже новости, описывающие "настоящее", относятся, говоря техническим языком, к самому недавнему прошлому. Полезность официальной статистики особенно уменьшается из-за временного лага между описываемыми событиями и публикацией информации. В терминах будущего это означает, что растет число источников информации, которые могут рассказать нам, что, скорее всего, произойдет в будущем (другая точка зрения на различие между информацией и знанием: не может существовать знания о том, что произойдет в будущем). Тем не менее все еще не хватает информации о том, почему произошли какие-то события или почему они должны произойти. Вряд ли эта информация может стать самой ценной; скорее всего, она просто позволит менеджерам сформировать более точное знание о прошлом, будущем и о связях между ними.
Продолжение: Виды бизнес-информации
Купить книгу