Роль логистики в интернет-коммерции: управление складом
Управление складами
Как и доставка, управление складами – неотъемлемая часть логистики. Однако, в отличие от ситуации с доставкой грузов, в управлении складом наблюдается другая тенденция: к поиску путей работы с минимальным количеством ресурсов. У компании может быть превосходная бизнес-модель и отличная система доставки, чтобы заставить эту модель работать, но если доставлять компании нечего, то никакого бизнеса не получится. У многих корпораций содержимое склада составляет приличный процент от общего объема активов. Большие запасы товара на складе желательны, а иногда и необходимы для беспрерывной работы и организации качественного обслуживания. Это может помочь снизить некоторые затраты (например, отпускную цену товара, затраты на заказ у производителя, убытки от неосуществленных продаж и т.д.), однако большие склады, как правило, увеличивают операционные расходы (расходы на хранение, налоги, страховку и т.д.).
В книге "Машина, которая изменила мир" рассказывается о том, как раскрутился японский производитель Toyota: отказавшись от огромных складов, компания добилась быстрого товарооборота. Подход Toyota заключался в том, чтобы истощать складские запасы и ускорять продвижение изделия через производственный цикл. Сегодня информационные системы управления позволяют обновлять информацию о запасах на складе, как только товар отгружается или, наоборот, поступает в хранилище. Именно Toyota в свое время внедрила и усовершенствовала эту технологию, известную под именем "как раз вовремя" ("just-in-time") или "kanban". Оценив выгоды такой системы работы, компании всего мира теперь выживают в конкурентной борьбе за счет того, что удерживают складские запасы на невысоком уровне. Министерство обороны США также использует данную стратегию. Это ведомство изменило свой подход к логистике с тем, чтобы быть готовым к сегодняшним реалиям ведения боевых действий и снизить расходы на хранение и доставку оружия, а также на сопроводительную документацию к нему. Интегрировав цепочку поставок, военные заменили горы оружия на информацию и эффективное распределение. Вместо складских запасов, которые "как раз вовремя" или "на всякий случай ", Министерство обороны США движется к тому, чтобы в наличии имелось оружия "ровно столько, сколько нужно", и это даст цепочке поставок возможность нормально заработать.
Хранение товарных запасов – дорогое удовольствие, и все компании, особенно те, которые работают в Интернете, выигрывают от внедрения систем управления складами в реальном времени. Это позволяет получить и удержать преимущество перед конкурентами. Использование системы "kanban" дает возможность поставщикам взаимодействовать непосредственно с производителем, к тому же устраняет излишки запасов и необходимость в больших складских помещениях. Например, если торгующий книгами в Интернете коммерсант знает, что некоторые позиции пользуются большим спросом по воскресеньям, потому что их покупатели – деловые люди, у которых нет времени совершать покупки в разгар рабочей недели, то он может запастись достаточным количеством товара, чтобы доставить все сделанные заказы в понедельник, и не забивать свои склады в будни. Да, нельзя торговать, если товара у вас нет вообще, однако делать запасы "на всякий случай" в мире, в котором все должно быть "как раз вовремя", не стоит.
Заключение
В настоящей статье проанализированы и исследованы три очень важных аспекта логистики: обработка заказов, доставка и управление складом. Каждый из этих элементов играет важную роль в эффективной работе цепочки поставок и в мире электронной коммерции.
Кроме того, речь идет о возможности применения корпорациями искусственного интеллекта как одного из путей для оптимизации цепочек поставок. Возможности, надежность и простота использования Интернета создают единую и прозрачную связь между потребителем и производителем, а также между производителем и поставщиком. Интернет позволяет потребителям свободно обмениваться информацией.
Сейчас логистика вышла на первый план в деятельности многих компаний. Что этому способствует? Новые торговые соглашения, такие как Североамериканское соглашение о свободной торговле (North American Free Trade Agreement); постоянное развитие компьютерных и информационных технологий, расширение мировых рынков, которое выражается в появлении большего числа транснациональных компаний; ориентация на качество и удовлетворение потребностей клиента. Потребитель ждет от предприятий (будь то производители, розничные продавцы или поставщики) дополнительных услуг, – ориентированных на потребителя, на продвижение товара, на увеличение производства и на снижение временных затрат. Гибкость служб доставки позволяет объединить усилия с другими предприятиям и сосредоточиться каждому из них на выполнении своих профилирующих задач. А предприятия преуспели в предоставлении дополнительных услуг и одновременно в удовлетворении потребительского спроса.
США взяли на вооружение японскую модель управления и технологию производства "как раз вовремя". Используя Японию в качестве ориентира, американские компании добиваются конкурентных преимуществ благодаря уменьшению складских запасов. Благодаря повсеместному внедрению автоматических систем и заключению партнерских соглашений, потребители чувствуют, что именно они выигрывают от этих перемен. Теперь, когда потребителям позволили участвовать в процессе, они наверняка потребуют право голоса при определении дальнейшей стратегии развитии бизнеса.
За последние 10 лет в логистике произошло больше изменений, чем за годы, прошедшие со времен индустриальной революции.