SpyLOG eСommerce – общие результаты
Описание исследования
Исследование SpyLOG-eCommerce за осень 2001 года состоит из трех частей.
Первая часть исследования – это анализ аудитории и ее поведения на основе статистики, собираемой системой SpyLOG в рамках сервисов Tracker и Tracker Pro. Эта часть исследования раскрывает поведение пользователей eCommerce в России, то есть тех людей, которые готовы использовать и используют Интернет не только как среду для общения и получения информации, но и для приобретения товаров и услуг. Такой подход к Интернету требует от пользователей не только некоторой технической грамотности, которая нужна для работы с интернет -магазинами, но и высокого доверия к Интернету.
Вторая часть исследования – это опрос владельцев и руководителей интернет -магазинов. Опрос призван показать видение проблем со стороны создателей проектов eCommerce. Если первая часть исследования должна определить перспективы спроса, то вторая часть – перспективы предложения. Также в ходе опросов проводилось экспертное интервью с руководителями компаний -разработчиков, рекламных агентств, консалтинговых компаний, в ходе которого они рассказывали о перспективах развития eCommerce в России.
Третья часть исследования – это опрос экспертов и тех людей, которые активно работают на рынке eCommerce, осуществляя поддержку интернет -магазинов. К ним относятся : компании -разработчики, консалтинговые компании, рекламные агентства, а также торговые системы электронной коммерции (например, guru.yandex.ru).
Все три части не существуют отдельно, но динамично переплетены между собой в течение всего отчета об исследовании. Все эти части органично дополняют друг друга, показывая общую картину со всех сторон: участников, клиентов и наблюдателей. Исследование проводилось по сектору розничных интернет -магазинов, поскольку именно они наилучшим образом подходят для Интернета – среды, направленной на конечного пользователя. При этом интернет-магазином считается такой магазин, на сайте которого существует возможность полностью завершить покупку и оплатить ее (или выписать счет для оплаты в банке ). В ходе исследования было рассмотрено около 500 интернет-магазинов, которые были разбиты на 8 товарных групп, каждая из которых в свою очередь разбивалась на несколько более мелких товарных групп.
Товарные группы, по которым проводилось исследование:
1. Высокотехнологичные товары
- a. Портативная техника (без сотовой связи)
- b. Компьютеры и комплектующие
- c. Сотовая связь
- d. Фототовары
2. Товары культурного спроса
- a. Книги
- b. Музыка, видео
- c. Программное обеспечение и компьютерные игры
- d. Игрушки (не компьютерные )
- e. Подарки, сувениры, цветы, часы, ювелирные украшения
3. Одежда, обувь, аксессуары, спорт
- a. Аксессуары
- b. Спорт
- c. Одежда и обувь
4. Предметы персонального потребления
- a. Косметика и парфюмерия
- b. Биодобавки, оздоровительная косметика и пр.
- c. Детский мир (одежда, предметы детской гигиены, детское питание )
- d. Аптеки
5. Продукты питания
6. Товары для дома /офиса
- a. Аудио,- видеотехника
- b. Бытовая техника
- c. Канцелярские товары
- d. Стройматериалы
- e. Хозтовары
- f. Мебель
7. Супермаркеты
Общие результаты исследования
Аудитория электронной коммерции
Сегодня в Рунете около 500 работоспособных интернет-магазинов (учитываются только те, в которых можно совершить покупку непосредственно сидя перед экраном компьютера), причем, это число неуклонно растет на два-три десятка в месяц. Непосредственный рост числа магазинов составил более 100% – в январское исследование SpyLOG-eCommerce вошло 246 магазинов. При этом следует учитывать, что год выдался нелегким для электронной коммерции, и большое количество магазинов просто закрылось, не выдержав конкуренции.
Динамику роста количества магазинов в Рунете можно оценить также по динамике их числа в системе SpyLOG. Следует отметить, что на приведенной ниже диаграмме данные учитывают как новые магазины, так и ранее существовавшие проекты, которые установили кнопку не сразу. Доля участников системы SpyLOG среди интернет-магазинов за последний год выросла примерно с 55 до 70%. На приведенном графике отчетливо видно, что пик роста пришелся на конец прошлого года, и на сегодняшний момент он еще не преодолен. В то же время, ситуация может изменится в ноябре нынешнего года по тем же причинам, что и в 2000 году – большое количество магазинов организуется непосредственно перед Новым годом, чтобы увеличить количество предпраздничных покупателей.
Все эти магазины вместе привлекают на свои страницы около 1,8 миллиона человек в месяц. Таким образом, более 10% всего "населения " Рунета по крайней мере раз в течение месяца так или иначе обращается к страницам электронных магазинов. Те же самые данные на начало года составляют менее 484 тысячи человек в месяц (3,7% аудитории Рунета ). Динамика роста аудитории в четыре раза весьма впечатляет, особенно, если учесть, а что аудитория всего Рунета за это же время выросла всего на 35%.
Безусловно, далеко не все эти посетители являются целевыми. Более того, весьма значительная часть трафика электронных магазинов – это случайные серферы, пришедшие на сайт по ошибке. Именно поэтому количество посетителей в магазинах мало что говорит о количестве интернет-покупателей. Чтобы оценить последнюю цифру, следует обратиться к структуре электронного магазина – здесь для совершения покупки пользователю нужно сделать большое количество шагов, которые будут потрачены не только и не столько на ее выбор, сколько на оформление заказа. Действительно, даже в самых удобных для использования магазинах процесс оформления покупки растянут на 3-4 страницы.
Соответственно, количество покупателей будет не более количества тех пользователей, которые просматривают большое количество страниц. Для исследования был выбран предел 6 и более страниц. Таких покупателей набралось немногим более 1 70 тысяч в месяц (1,1 % всей аудитории Рунета ) – это максимальное количество людей, которые либо что -то покупали в электронных магазинах, либо задумывались об этом.
То же значение на начало года составляет около 60 тысяч человек в месяц. Таким образом, если максимальная аудитория электронной коммерции (нагнанная рекламными кампаниями) выросла с начала года в четыре раза, то максимальное количество покупателей – в три с небольшим.
Следует сразу отметить, что из 170 тысяч посетителей не менее трети – зарубежные пользователи, в основном, из США, Германии и Израиля, – стран, где существуют большие русскоязычные диаспоры.
Перспективы развития электронной коммерции в Рунете также не очень впечатляют: основными преградами являются отсутствие распространенных платежных систем (самая распространенная платежная система в России – наличными курьеру ). В этой области самой ближайшей перспективой (вопрос пары лет ) является значительное распространение кредитных карточек в России. Еще одна большая проблема – низкое проникновение Интернета в регионы – области основного потенциального покупательского спроса в интернет -магазинах. Этот вопрос не решаем в течение ближайших лет и в программе "Электронная Россия " срок реализации проекта регионального развития Интернета в России обозначен как 2002-20 10 гг.
Вот, что говорит один из экспертов – Дмитрий Удовиченко (Информационная система Ответ.ру):
"В долгосрочном периоде перспективы оцениваю как хорошие. Однако краткосрочная перспектива отнюдь не радужная, так как потребительский спрос в Рунете растет очень медленно, и эта тенденция, на мой взгляд, будет сохраняться еще как минимум 1-2 года. В данных условиях важным фактором выживаемости и относительной успешности интернет-магазина является правильный выбор товара (в среднем единица товара должна стоить не менее $100), а также рациональная (недорогая в эксплуатации ) инфраструктура."
Некоторые надежды можно возлагать на приближающуюся череду праздников, учитывая, что в предновогодний период некоторые традиционные магазины делают до 80% всей выручки за год. Однако и здесь перспективы не столь радужны: как показал опыт прошлого года, электронные магазины не готовы обслужить поток заказов, что приводит к уходу от них потенциальных покупателей. Не изменилась ситуация и после новогодних неудач – перед праздниками 14 февраля, 8 марта.
Что в итоге?
В итоге, существует небольшой рынок, который уже пользуется услугами электронной коммерции, а также значительно более интересный потенциальный рынок для электронной коммерции. Однако для того, чтобы "поднять " этот рынок, необходимо не только существенно улучшить уровень работы электронных магазинов, но также еще и провести гигантскую работу по "продвижению " всего Интернета.
Очень удачно подытоживает все это комментарий Дмитрия Козлова – генерального директора компании Defa Kreativburo:
"Электронной коммерцией стоит заниматься исключительно с гуманитарной целью, назвать это настоящим бизнесом пока рано. Но филантропам и стратегически мыслящим бизнесменам – хороший повод развернуться и почувствовать свою значимость "
В пятницу читайте вторую часть исследования: опрос владельцев интернет-магазинов". Мы понимаем, что гораздо большую пользу для владельцев магазинов, а также для тех, кто только приглядывается к рынку, несет информация о положении дел в конкретном секторе. Такие полномасштабные исследования, охватывающие отдельные сегменты интернет-торговли, существуют, причем стоят не так уж и дорого. Подробнее об этих отчетах и условиях их приобретения можно узнать здесь: //oborot.ru/spylog.php