Осторожно: электронные деньги
Сегодня через сеть Интернет можно выбрать или продать практически любые товары и услуги. Развитие интернет-торговли привело к возникновению нового средства оплаты – "виртуальных" денег.
Удобствами, которые предоставляют "виртуальные деньги", активно пользуются интернет-магазины – как юридические, так и физические лица, продающие через Интернет товары или предлагающие услуги. Организаторы приема и перечисления наличности посредством систем киберденег переводят средства покупателей на расчетные счета продавцов (а то и просто на счета, закрепленные за банковскими картами).
Появление электронных денег позволило вести расчеты со всем миром без излишних формальностей; к тому же, переводы осуществляются в кратчайшие сроки. Таким образом, в настоящее время в Интернете функционирует система торговли, которая с трудом поддается контролю со стороны государственных органов.
Несмотря на большое количество плюсов, интернет-деньги имеют один значительный минус, который выражается в нанесении ущерба государственной системе, так как "виртуальные" продавцы имеют возможность не декларировать полученные доходы и не платить налогов. При этом, организаторы платежных систем не берут на себя никакой ответственности за своих клиентов.
Заблуждаются те, кто уверен в своей анонимности в Интернете. Отделы "К" криминальной милиции уже имеют огромный опыт по установлению личности "компьютерных" преступников.
В последнее время начала прослеживаться тенденция к ужесточению государственного контроля. Если раньше не законодательная база по ведению торговли дистанционным способом была достаточно расплывчатой, то на сегодняшний день в Законе "О защите прав потребителей" дистанционной торговле посвящена отдельная статья.
В 2007 году появилось Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612 "Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом". В самом начале этих правил определяется, что продавец – это либо организация, либо индивидуальный предприниматель.
Таким образом, можно говорить, что даже в таком нормативном документе, не относящемся к налогообложению, уже изначально устанавливается понятие продавца как налогоплательщика.
В органы местной власти и в правоохранительные органы поступает немало жалоб от недовольных покупателей, и тут разрешение ситуаций происходит по-разному: если продавец является организацией либо индивидуальным предпринимателем – то поступившая жалоба приводит к проведению проверочных мероприятий, а если продавец не известен – то сначала его потребуется установить.
В 2007 году Минфин России выпускал письма с разъяснениями для получателей денежных средств, каким образом должна производиться уплата налогов (например, Письмо Минфина РФ от 20.08.2007 № 03-11-04/2/204, в котором говорится о предприятиях, работающих по упрощенной системе налогообложения).
Из документа можно сделать выводы о том, какую сумму должен признавать налогооблагаемым доходом получатель средств, воспользовавшийся услугой платежных систем. Организатор виртуальных платежей переводит деньги после удержания своего вознаграждения. В результате, на счет интернет-магазина поступает сумма за вычетом этой комиссии.
Для целей налогообложения, доходом является общая сумма, причитающаяся виртуальному продавцу от продаж, то есть его выручка без уменьшения на сумму вознаграждения.
В связи с этим возникает проблема: организатор виртуальных платежей, по сути являющийся посредником в приеме и переводе денег, обязан предоставить отчет с распечаткой всех поступивших сумм и удержанного вознаграждения. Данная обязанность закреплена в статье 1008 Гражданского Кодекса РФ. Именно этот документ будет являться для получателя средств обоснованием несоответствия сумм, поступивших на счет, и фактических доходов.
Если виртуальные организаторы примутся предоставлять всем отчеты, им придется нести дополнительные затраты, что неизбежно приведет к удорожанию услуг (насколько нам известно, большинство популярных систем такие отчеты предоставляют – прим. ред.).
Существуют и такие организаторы, которые то ли намеренно, то ли заблуждаясь сами, ведут политику по разъяснению среди своих участников, что все операции, осуществляемые с их помощью по виртуальным переводам, являются ни чем иным, как операциями с ценными бумагами, и участник системы просто покупает и продает ценные бумаги. Организатор покупает ценные бумаги за номинал и за номинал продает.
Такая идея интересна сама по себе, но целью использования этой идеи является перекладывание ответственности на пользователей.
Очень удачно для самих платежных систем – это то, что ответственность за уклонение от уплаты налогов полностью лежит на получателе средств, то есть на их клиентах. Организаторы же не привлекаются к ответственности поскольку не являются налоговыми агентами (Письмо Минфина РФ от 17.08.2007 № 03-04-06-01/295).
В ближайшее время, в первую очередь, под государственный контроль попадут интернет-магазины, принимающие интернет-платежи. Скорее всего, государственный контроль будет усовершенствован, что вызовет привлечение к ответственности лиц, которые ведут интернет-торговлю и не платят налоги.
Я пока просто зафиксирую для себя, что с RuPay это возможно, а, когда займемся непосредственной реализацией, я с Вами свяжусь.
Удачи вашему бизнесу!
С уважением,
Денис.