Служба доставки как она есть
С чего начинается интернет-магазин? "Правильный" – с наличия товара. "Неправильный" – с создания сайта. Если вам есть чем торговать, интернет-магазин послужит хорошей рекламной площадкой предлагаемых товаров. Если же вы хотите создать интернет-магазин "для галочки", и вам не жаль потратить на это 500-1500 долларов – такой вариант возможен, но в этом случае данная статья вряд ли будет вам полезна.
Основными составляющими "правильного" интернет-магазина можно назвать:
1. Достаточное финансирование;
2. Выгодные условия взаимоотношения с поставщиками (и, как следствие, возможность предложить широкий ассортимент товара по привлекательным ценам);
3. Наличие грамотного руководителя и правильно подобранной команды;
4. Качественно сделанный сайт;
5. Обеспечение своевременной доставки заказов;
6. Соблюдение правил торговли.
Несмотря на кажущуюся простоту процесса, именно проблемы доставки зачастую являются причиной жалоб покупателей. Чтобы не ставить под угрозу свой новый бизнес, попробуйте воспользоваться наблюдениями, изложенными в этом материале.
Краткий обзор курьерских служб города Москвы
Из всего многообразия курьерских служб, представленных в Рунете, тридцать поддерживают свои сайты в более-менее актуальном состоянии. Большинство этих компаний специализируется на доставке корреспонденции и посылок разной степени тяжести. Тарифы и сроки варьируются в зависимости от веса груза и от удаленности объекта. Стоимость доставки до 2 кг по Москве – 200-250 рублей, плюс 20 рублей за каждый лишний килограмм, сроки – от одного до пяти дней.
На многих сайты курьерских служб есть сервис отслеживания груза в пути. Очень удобно – вводите какой-нибудь секретный номер и тут же получаете информацию о том, в какой точке находится сейчас ваш груз. Информацию о возможности сотрудничества с интернет-магазинами удалось найти всего у трех компаний, но условия такого сотрудничества на сайтах не приводятся – по всем вопросам предлагается обращаться по электронной почте.
Служба доставки, ориентированная на интернет-магазины, по-прежнему редкость на российском рынке электронной коммерции. И это притом, что рынок этот не так уж и молод.
Способы доставки
Самое простое, что приходит в голову – поискать среди знакомых и друзей молодых людей и девушек, желающих подработать. Обычно сразу находится пара-тройка человек, которые не прочь посвятить два-три часа свободного времени развозу заказов.
Этот вариант плох тем, что учащаяся молодежь обычно занята с утра до середины дня, а иногда и часов до пяти вечера. Учитывая, что многие клиенты делают заказы в рабочее время и ждут заказ в офисах, которые работают максимум до 19 часов – на доставку с помощью студентов остается совсем немного времени, утренние же заказы приходится доставлять менеджерам.
Способ чуть посложнее – найти среди тех же знакомых и друзей тех, кому нужна работа на полную занятость. Если удастся уговорить нескольких приятелей – отлично, но нет уверенности, что друзья и знакомые не будут требовать к себе повышенного внимания, например, в виде ежедневной выплаты зарплаты.
Рассмотрим третий вариант: поиск курьеров ведется всеми возможными способами. Надо сказать, способов этих не так много:
У каждого из перечисленных вариантов – свои недостатки. Дать объявление в бесплатную газету (например, в "Из рук в руки") не сложно, но большое количество курьеров предполагает большую фирму, а юридические лица газетой "Из рук в руки" обслуживаются только на коммерческой основе.
Размещать объявления в Интернете особого смысла не имеет – нужных кандидатур здесь просто нет. Ведь месячное подключение к Сети составляет как минимум одну треть той суммы, которую получает курьер.
Обратившись в службу занятости, вы будете вынуждены отражать ежедневные "набеги" тех, кому нужно "отметиться" для получения пособия по безработице. Если у вас железные нервы, и вас устраивает, что ежедневно придется проводить по три-четыре пятнадцатиминутные встречи, которые заведомо ни к чему не приведут, можете попробовать поработать с районными службами занятости.
Более крупные магазины обзаводятся собственными службами доставки. Из таких магазинов можно отметить холдинг eHouse, в который входит СД "Скороход", и компанию PPE Group (владеет крупнейшим в Рунете интернет-магазином "Озон"). Многие магазины сотрудничают с несколькими курьерскими службами общего профиля.
Во что обходится доставка?
Давайте считать. Нанятый "по знакомым" курьер будет выполнять заказы, если за каждую поездку он получит не меньше 50 рублей. А лучше – 70. А еще лучше – 90.
Если заказов много, и вы сможете обеспечить постоянную загрузку, один курьер сможет "обежать" от пяти до восьми адресов в день. Самые быстрые и ответственные могут доставить 10 заказов.
Итак, дешевые курьеры: 50 рублей за заказ. В среднем пять заказов в день при пятидневной рабочей неделе. Итого: 5500 рублей.
Средней продуктивности курьеры: 70 рублей за заказ. В среднем, пять заказов в день при пятидневной неделе, плюс случайные заказы в выходные дни. Итого: 8050 рублей.
Классные курьеры: 90 рублей за заказ. Средняя продуктивность – 10 заказов в день, плюс вечерние-праздничные-выходные. Итого: 22500 рублей.
Конечно же, интернет-магазины стараются не терять лишних денег: я еще ни разу не встречала интернет-магазин, оплачивающий такую сумму за работу курьеров. Все владельцы, директоры и старшие менеджеры понимают, что с такой зарплатой курьерам им самим, владельцам, кушать нечего будет. Поэтому остановимся на среднем уровне зарплаты в шесть тысяч рублей.
Прибавьте сюда минимум по двадцать рублей на каждый заказ – это транспортные расходы. Лучше не оплачивать каждую поездку, а купить проездной билет на наземный траспорт (385 рублей) и транспортную карту (50 рублей залог + 550 рублей ежемесячная "заправка").
Про мобильную связь не забыли? А ведь это 600 рублей в месяц на каждого курьера. И надо внимательно следить, чтобы курьер не превышал лимита, иначе придется вычитать лишнее из зарплаты. Как только вычтете – курьер уйдет, потому что ему и так получать практически нечего. При выборе поставщика мобильных услуг старайтесь выяснить, хорошо ли работает связь в метро (у "БиЛайна" с этим проблем нет, "МТС" тоже справляется неплохо, а вот к "Мегафону" лучше не подключаться – очень слабая связь). Учтите, что курьеру много времени приходится проводить в дороге, и дорога эта в основном пролегает под землей.
Итак, расходы на одного курьера составляют почти восемь тысяч рублей в месяц.
Не забывайте, что курьеры – это наиболее "текучий" контингент. При приеме на работу (еще до собеседования) узнайте, знаком ли человек с работой курьера, готов ли он к сверхурочной работе и почему покинул предыдущее место работы. Особенно обращайте внимание на людей старше сорока лет – старайтесь выяснить, какие обстоятельства заставляют взрослого человека, как правило, имеющего семью, идти на низкооплачиваемую работу. Условием приема на работу поставьте предоставление справки с места регистрации. Если есть контакты с правоохранительными органами (рано или поздно их придется наладить, если планируете курьерской службой заниматься серьезно), "пробивайте" каждого курьера на предмет правонарушений. Курьерские документы оформляйте сразу при приеме на работу – в том числе, обязательно договор о полной материальной ответственности с указанием всех возможных сведений о человеке. Средний срок безупречной работы курьера – полгода. После этого его нужно либо увольнять, либо переводить на другую должность (например, менеджерскую).
Как узнать реальную стоимость доставки? (а не ту, что в коммерческом предложении) Какие вопросы задать потенциальным партнерам? По каким критериям оценивать эффективность работы курьерской службы?... Подробнее