"Чёрный" PR приходит в Рунет
В сентябре произошло знаменательное для Рунета событие – в коммерческом сегменте отечественного Интернета была проведена чуть ли не первая успешная, хорошо спланированная и реализованная акция по "чёрному" PR. Объектом атаки стал крупнейший книжный электронный магазин "Озон".
События развивались примерно по следующему сценарию:
В чём же дело?
Разберемся, в чём же реально обвиняют "Озон". Может быть, это действительно не "чёрный PR", а раскрытие злонамеренного обмана со стороны магазина?
Бизнес "Озона" состоит из двух основных частей: каталога и интернет-магазина. Каталог провёл своеобразную акцию по стимулированию потребительского спроса: была произведена почтовая рассылка. Рекламные материалы выглядели весьма впечатляюще: конверты, печати, надписи "Конфиденциально" и т.п. В сообщении сообщалось о факте выигрыша получателем "Первого приза в Большой Игре 2004 года". Далее, указывалось (дословно): "…сумма 170 000 рублей – Первый Большой приз в нашей Большой Игре 2004 года – также готова к вручению". Для получения призов предлагалось заказать товары из каталога. Естественно, далеко не каждый получатель этой рекламы замечал разницу между "Первым призом" и "Первым Большим призом" и, судя по всему, многие сделали заказ в надежде получить заветные тысячи.
Рекламные материалы были составлены таким образом, что могли легко стимулировать "ошибочную" покупку. С моральной точки зрения такая акция выглядит не слишком хорошо, да и лояльных клиентов "Озону" не добавляет. Однако юридически акция кажется вполне правомерной: внимательный читатель мог легко понять, что к чему.
Надо сказать, что на Западе подобная практика встречается довольно часто, там у клиентов уже выработался иммунитет к подобного рода рекламе. В России же такие предложения пока в новинку.
Версии произошедшего
Кто же стоит за реанимацией и раздуванием скандала, начавшегося еще весной? По словам директора Baring Vostok (ему принадлежат контрольные пакеты владельцев "Озона", ru-Net-Holdings и PPE Group) Станислава Федулова, которого цитируют "Ведомости", служба безопасности компании проводит расследование событий. Однако, судя по высокому качеству исполнения акции, следы найти вряд ли удастся. Поэтому, рассмотрим различные версии, выдвигавшиеся в средствах массовой информации и на различных интернет-форумах, а также перечислим все аргументы "за" и "против" каждой. Хотелось бы подчеркнуть, что эти возможные варианты развития событий являются не более чем версиями.
Версия 1. Стихийное недовольство пользователей
"За":
"Против":
Версия 2. Акция "заказана" холдингом eHouse
"За":
"Против":
Версия 3. Заказчики – магазины "второго" эшелона
"За":
"Против":
Версия 4. "Озон" решил использовать столь нестандартный ход для саморекламы
"За":
"Против":
Хотя, можно сказать, что одним из "исполнителей" акции наверняка стал "Озон". Ведь это именно его реклама и недовольство ею пользователей послужила поводом для "нападения".
Версия 5. Акция связана с возможным слиянием eHouse и "Озона"
"За":
"Против":
Данная версия вполне имеет право на существование. Причем, если допустить факт проведения переговоров, снижение стоимости "Озона" – на руку eHouse. В срыве же сделки (под предлогом того, что недружественные действия исходят от eHouse) может быть также заинтересована одна из групп акционеров или, например, менеджмент магазина.
Версия 6. Заказчик – один из многочисленных недоброжелателей компании
"За":
"Против":
Плюсы сложившейся ситуации
Как ни странно, но в сложившейся ситуации можно разглядеть и определенные плюсы. Основным можно назвать то, что коммерческие интернет-ресурсы, наконец, начали использовать в своей работе PR-технологии. Ранее за громким словом "PR" обычно скрывалась рассылка пресс-релизов по десятку отобранных адресов изданий.
Здесь же нам демонстрируют весь арсенал методов: и создание специального "промо"-сайта, и инициирование публикаций в прессе, и формирование мнения через форумы.
Надо надеяться, что коммерческие сайты задумаются о PR-поддержке своих ресурсов, причём не столько для "очернения" конкурентов, сколько для формирования благоприятного имиджа в глазах клиентов.
Кто в минусе?
Ясно, что, прежде всего, от скандала проиграл "Озон". Но есть ещё одна категория компаний, которым эта ситуация нанесёт существенный ущерб, тем более, если она получит продолжение. Это – небольшие и средние интернет-магазины, чьи названия не слишком известны массовому потребителю.
Не секрет, что количество покупателей в Рунете существенно меньше общего числа пользователей. Одной из причин этого называют отсутствие доверия к незнакомым сайтам. Крупные магазины "зарабатывают" определённый кредит доверия проведением масштабных рекламных кампаний. Зачастую, именно от качества работы крупных магазинов зависит, будет ли пользователь и в дальнейшем покупать в онлайне или же пополнит ряды тех, кто уверен, что удаленная торговля – "это всё обман". Потому снижение доверия к такому известному магазину, как "Озон", не может не сказаться на доверии к интернет-торговле в целом и, в особенности, на доверии к небольшим магазинам. Впрочем, вряд ли организаторов кампании волновал столь "незначительный" побочный эффект.