Жительница Перми отсудила у селлера три цены товара за отмену заказа. Станет ли это обычной практикой в судах?
Женщина заказала на "Мегамаркете" водонагреватель. Однако продавец отменил заказ по "техническим причинам". Суд признал это незаконным и назначил селлеру внушительный штраф. И это уже не единичный подобный случай.
Жительница Перми заключила с ООО "Фризон Трейд" через площадку ООО "Маркетплейс" (megamarket.ru) договор-купли продажи водонагревателя Thermex Praktik 100. Женщина оплатила полную стоимость товара — 4300 рублей.
Продавец отменил заказ сославшись на технические причины, вернул деньги покупательнице. В службе поддержки маркетплейса пермячке предложили заново оформить заказ.
По мнению покупательницы, это было нарушением ее прав, и она обратилась в суд. Женщина требовала обязать продавца передать ей товар, взыскать компенсацию и штраф.
И суд встал на сторону покупательницы.
Он посчитал, что компания неправомерно расторгла в одностороннем порядке договор купли-продажи. "Фризон Трейд" обязали передать водонагреватель пермячке после того, как она снова оплатит 4300 рублей. Также компания должна выплатить женщине неустойку и штраф — в сумме 14700 рублей.
Раньше мы сталкивались с подобными судебными решениями в основном, когда речь шла об отмене заказов по очень низким ценам. Эти инциденты происходили из-за технических сбоев или хакерских атак. Тогда покупатели шли в суд, настойчиво желая приобрести все-таки товар практически даром.
Однако сейчас мы видим, что покупатели обращаются в суд из-за отмены заказа с небольшой скидкой или даже по обычной цене. Зато им присуждают компенсации и возмещение морального ущерба, которые в сумме превышают стоимость товара в разы.
Потому что доводы остаются прежними. Продавец не имеет права отменять договор купли-продажи в одностороннем порядке. Смотрите статьи 310 ГК РФ (запрет на односторонние действия), 16 ЗоЗПП (защита прав потребителей), 450.1 ГК РФ (основания для изменения договора).
Напомним, Верховный суд встал на сторону покупателей в этих спорах. По мнению ВС РФ, договор может быть расторгнут только в случае форс-мажора (природные катастрофы, военные действия в зоне работы селлера) или если данного товара больше нет в продаже и он не выпускается производителем (в этом случае отказ производителя от торговли с РФ тоже не основание). Во всех остальных случаях продавец должен передать покупателю оплаченный товар.
Вот несколько недавних примеров:
Покупатель заказал на Ozon пальто. Заказ отменили из-за "проблем на складе". Покупатель обратился в суд, потребовав продавца оплатить разницу между заказанным пальто и другим, которое пришлось купить (700 рублей), а также возмещение морального вреда. Две инстанции, кстати, покупателю отказали, а вот кассация внимательно изучила предыдущую судебную практику и отправила дело на пересмотр.
Мужчина заказал на маркетплейсе два телевизора за 28 и 84 тысяч рублей и оплатил выбранные товары. По неизвестной причине маркетплейс отменил заказы и вернул клиенту деньги. Тогда покупатель обратился в суд с иском. В нем он потребовал доставить ему товары и компенсировать моральный вред, который оценил в 15 тысяч рублей. Суд обязал индивидуальных предпринимателей выдать покупателю товар и выплатить ему компенсацию.
Мужчина оформил заказ на маркетплейсе покупку системного блока стоимостью 60 тысяч рублей. Деньги за товар сразу списались с карты в полном объеме. Однако накануне даты доставки покупатель получил уведомление об отмене доставки и возврате средств. Мужчина был настойчив: он оформил еще один точно такой же заказ — заметьте, товар оставался в продаже. И позже снова получил уведомление, что доставка отменена. Деньги также вернулись ему на карту. Покупатель обратился в суд.
Щелковский городской суд поддержал потребителя и постановил взыскать с индивидуального предпринимателя, торгующего на маркетплейсе, 210 тысяч рублей. В эту сумму входит неустойка – 120 тысяч рублей, компенсация морального вреда – 20 тысяч рублей и штраф – 70 тысяч рублей. Плюс он должен продать системник за 60 тысяч, как было зафиксировано в договоре купли-продажи.
Эксперты давно предупреждают селлеров, что небрежность в продажах может привести к таким финансовым потерям. Как их избежать?
Есть универсальное решение: не торговать с полной предоплатой. Если договор купли-продажи не заключен, отменить заказ можно без проблем. Но сейчас мало кто решается торговать без предоплаты, а маркетплейсы и вовсе от этого отказываются.
Если же селлер торгует по предоплате, то нужно тщательно следить за публикацией актуальной цены, наличием товара на складах, а в случае необходимости отменить заказ — нужно предоставить покупателю альтернативу или, по крайней мере, достойную коммуникацию.
Также читайте на нашем сайте:
- Черные ломатели. Ритейлеры рассказали, как потребители-террористы портят купленную технику ради огромных компенсаций по суду
- Выиграл суд у маркетплейса, а потом сам же ему заплатил 100 тысяч. В Воронеже приставы образумили слишком хитрого потребителя
- Покупательнице Lamoda по суду отказали в возврате вещей на 335 тысяч. Ранее она (ради кешбэка) вернула товары на 5 миллионов
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.