За самовыкупы Wildberries не штрафует, но старые долги требует: решение суда в пользу селлера отменено
1Фиолетовый маркетплейс оштрафовал одного из селлеров за самовыкупы. Продавец через суд добился отмены штрафа. Однако Wildberries подал на апелляцию и доказал, что запрещенная на тот момент практика действительно имела место.
Одного из селлеров Wildberries обвинили в манипуляции рейтингами и выписали несколько штрафов. Продавец посчитал, что его несправедливо обвинили, и после неудачных переговоров с поддержкой обратился в суд.
Предприниматель подал иск к Wildberries о возврате начисленных штрафов, связанных с обвинениями в манипуляциях рейтингами. Суд первой инстанции принял сторону продавца, посчитав действия маркетплейса необоснованными.
Однако апелляционный суд принял противоположное решение, удовлетворив жалобу Wildberries и отказав ИП в иске.
С помощью специального программного обеспечения Wildberries доказал, что аккаунты, использовавшиеся для покупок больших партий товаров, связаны именно с манипулятивными действиями продавца. Не конкретизируется, сам продавец создавал эти аккаунты или пользовался услугами многочисленных фирм, предлагающих организацию самовыкупов.
Oborot.ru уже рассказывал, какие данные принимаются во внимание алгоритмом: номера банковских карт покупателей (часто оплата множества заказов идет с одной или двух-трех карт), карта расположения ПВЗ (рядом), сходные данные из ЛК покупателей и т.п.
Суд пришел к выводу, что продавец действительно совершал действия, направленные на искусственное повышение рейтингов товаров (самовыкупы), и посчитал, что маркетплейс имел право удержать соответствующие штрафы, поскольку эти действия запрещены договором, с которым согласился продавец.
Эксперты заявили, что этот случай заслуживает особого внимания, так как создает тревожный прецедент для всего рынка.
"До этого момента судебная практика чаще становилась на сторону продавцов, защищая их права перед крупными маркетплейсами. Однако это решение может нарушить привычное равновесие сил. Оно ставит под угрозу возможность продавцов успешно оспаривать действия маркетплейсов в случае конфликтов, даже если действия последних кажутся несправедливыми.
С одной стороны, маркетплейсы справедливо стремятся защитить свою платформу и добросовестных продавцов от манипуляций.
С другой — это дело ставит поставщиков в уязвимое положение, ведь наличие автоматических систем, выявляющих нарушения, фактически лишает их права на полноценную защиту в спорных ситуациях", — комментирует председатель совета АУРЭК Александр Ефимов.
Данное решение подчеркивает необходимость для участников рынка тщательно соблюдать условия сотрудничества с маркетплейсами и внимательно относиться к юридическим аспектам договоров, указывают эксперты. Это, впрочем, очевидно: соблюдай условия договора, и тебя не будут штрафовать.
Но юристы говорят о другом: маркетплейсы теперь могут получить более широкие полномочия для защиты своих интересов в судебных разбирательствах, поскольку апелляционная инстанция приняла алгоритмы в качестве доказательства. Важно отслеживать дальнейшее развитие судебной практики, чтобы понимать, какие новые вызовы могут ожидать участников рынка в будущем.
Селлеры тоже не обрадовались данному прецеденту, хотя были и примирительные реплики:
"Для добросовестных продавцов это, наверное, все же хороший знак, главное, разбираться в деталях, реально ли имели место схемы повышения рейтинга или нет. Если таковые имели место, то, в принципе, у многих может закончится желание заниматься такими вещами"…
Но многие приводили доводы против практики доказательств с помощью алгоритмов.
Ведь так легко чужие злонамеренные действия перепутать с действиями самого продавца. А иногда самовыкупы совершаются не для манипуляции рейтингами.
"Легко убить магазин конкурента, да. Весь товар выкупить, перепродать у себя. Конкурентам миллионные штрафы – ты в топе.
И штрафы не отсудить уже. Так убивается малый бизнес".
Более того, бывали ситуации, когда самовыкуп сделан не ради манипуляции, а был единственным решением тупиковой ситуации, созданной логистикой
"Иногда продавцы не желают возиться с вывозом остатков и заказывают свои товары на ближайший удобный ПВЗ.
У нас так было: зависла пара товаров в районе Дальнего Востока, только платили за хранение, а вывоз был логистически сложен и даже затратнее, чем сами себе заказать.
Выходит, в случае каких-то проблем маркетплейс нам предъявит, что это был самовыкуп? Чую, они новую лазейку для манипуляции в суде нашли".
Также читайте на нашем сайте:
- Wildberries меняет тактику в судах по штрафам за самовыкупы (ИМЗИР). Что стоит знать селлерам?
- На Wildberries появился отчет по штрафам за самовыкупы. Продавцов это не порадовало
- Ozon сам советует селлерам, как выгоднее делать самовыкупы с площадки
- 19 клиентов с одной банковской картой. Wildberries отстоял в суде свое право штрафовать за самовыкупы
Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.