подписка
Подписаться
17/01/2022

В 2022 году в России построят более 3 млн "квадратов" складов. А базовая ставка аренды в Московской области подскочит до 6 тыс. в год

Ведущая международная консалтинговая компания в области недвижимости CBRE дала прогноз, что в 2022 году рынок строительства складов будет по-прежнему расти. Это связано в первую очередь с большими потребностями ecommerce.

По итогам 2021 года объем нового строительства складов класса А в Московском регионе достиг 1,7 млн м². Это более чем в два раза выше значения 2020 года (тогда было построено 793 тыс. м²) и является историческим максимумом. При таких темпах строительства, отмечают в CBRE, свободных площадей в регионе не прибавляется.

Подавляющее большинство объектов строится под конкретного заказчика. Только 3% новых площадей оставалось свободными на этапе ввода склада в эксплуатацию. А постоянно предложение складов в аренду/покупку на рынке колебалось в районе 0,4% от объемов имеющихся площадей – это исторический минимум для рынка за последние 10 лет. Чего ждать дальше?

В 2022 году такая тенденция сохранится, убеждены аналитики компании. Сохранится большой объем строительства под клиента (built-to-suit), также будут запускаться новые спекулятивные проекты в ответ на дефицит предложения и пиковые значения спроса. Но эти склады будут сданы только к концу года и не смогут удовлетворить имеющиеся потребности.

Динамика строительства складов

В прошлом году увеличивался и размер арендной ставки: по итогам 2021 года она выросла на 43% год к году и достигла 5651 руб. за м² в год. Причин этому было несколько:

  • дефицит складских площадей,
  • увеличение себестоимости строительства,
  • удорожание банковского финансирования.

Однако, считают аналитики, несмотря на такой существенный прирост, фактически происходит возвращение значений арендных ставок к уровню 2013-2014 годов, а с поправкой на инфляцию нынешние ставки ниже максимальных значений тех лет.  В 2022 году, как предсказывают эксперты, средняя базовая ставка аренды достигнет уровня 6 тыс. руб. за м² в год.  Высокая ставка может некоторое время сдерживать спрос, но вскоре рынок адаптируется к новым ценам.

Динамика базовой ставки аренды

В связи с ростом потребности в складах меняется и рынок труда: обеспечение работы новых объектов требует больших трудовых ресурсов. Новый фулфилмент-центр дает тысячи новых рабочих мест. В Москве, со стремительным ростом площадей онлайн-ритейла возникает проблема дефицита складских работников – сейчас на 1000 человек населения должно приходиться 16 сотрудников склада (еще в 2017 году это число было в 2 раза меньше).

Трансформируется и сама складская недвижимость.

В связи с потребностями ecommerce появился принципиально новый форматфулфилмент-центры, огромные высокотехнологичные объекты, которые кардинально отличаются от стандартных складов как самой технологией хранения и обработки, так и техническими характеристиками (например, увеличенная высота потолков, повышенная нагрузка на пол, дополнительная система вентиляции и др.).

По итогам 2021 года площадь всех фулфилмент-центров превысила 2 млн м², а к 2024 году, по прогнозам CBRE, достигнет 5,5 млн м².

"Гиперактивность" в складском сегменте наблюдается не только в Москве, но и во всех крупнейших городах России. В 2021 году более трети всего объема сделок пришлось на региональные рынки.

Сейчас многие федеральные компании развивают логистику уже не только в городах-миллионниках, но и в менее крупных.

"Бум на складском рынке, начавшийся в 2020 году, продолжился и в 2021 году. И именно 2021 год стал рекордным для рынка, когда мы наблюдали обновления исторических значений по всем показателям. Конечно, рынок продолжит расти и развиваться, поэтому говорить о завершении этой "золотой эпохи" однозначно рано.

Сегодня большие планы по развитию логистической инфраструктуры как в Москве, так и других регионах, имеют не только онлайн-ритейлеры, которые, безусловно, остаются одними из ключевых локомотивов спроса, но и представители других сегментов. А приход на складской рынок новых девелоперов и инвесторов позволит в перспективе увеличить и объем предложения", – прокомментировал прогнозы старший директор, руководитель отдела складской и индустриальной и недвижимости, CBRE Антон Алябьев.

В прошлом году Москва и область стали крупнейшим европейским рынком по спросу на склады и скорости их строительства. Россия в целом занимает шестое место среди стран по уже закрытым сделкам. Основная причина такой активности – выстраивание логистической инфраструктуры игроками ecommerce.

Интересная новость? А ведь новости гораздо удобнее отслеживать в Telegram. Подпишитесь на наш Telegram-канал вот по этой ссылке. И вы будете и читать, и получать все самое важное наиболее удобным способом.

Прокомментировать
Читайте также
Василий Захаров
Главный, custom bar
08/02/2022
Доставка до маркетплейсов (маркет, озон, вайлдберрис) 31
Спасибо, понял вас.
По поводу времени сборки 1 час – это, теоретически, возможно, но нужна оперативая логистика..
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика
17/01/2022
Почему далеко не все товары из корзины доходят до оплаты? - исследование Bold Commerce
Если клиент перешел от корзины к оплате, это не значит, что он совершит покупку. И есть даже специализированные компании, которые подробно разбираются вот именно в этой теме. Приводим самые интересные цифры из их свежего отчета... Подробнее
14/01/2022
В Екатеринбурге - аномальная нехватка курьеров. Почему она возникла и как ритейлеры с ней борются?
В главном мегаполисе Урала острейшая нехватка курьеров. Спрос на работников подскочил на 340% за год. Как ритейлеры борются с проблемой, и какие "плюшки" готовы предложить новым сотрудникам?... Подробнее
14/01/2022
Принадлежащий X5 Group сервис "Около" прекратил доставку еды из ресторанов Москвы. Почему принято такое решение?
Конкурента для "Яндекс.Еды" и Delivery Club пока не получилось. Агрегатор больше не работает со столичными рестораторами. Но закрывать проект никто не собирается. Разбираемся, в каком формате продолжит работать проект... Подробнее
Андрей С.
Руководитель отдела маркетинга, B2B-услуги (Одежда, обувь, аксессуары, мини-компания)
11/01/2022
Яндекс.Доставка (Яндекс.Маркет) — пробили очередное дно 1
С сервисом Яндекс Доставка начали работать на самом начальном этапе их выхода на рынок, в 2016 году. С тех пор сервис полностью деградировал. Практически все заказы, отгружаемые через них - проблемные. Сервис фактически не отвечает ни за что, любая проблема будет вашей - ой, у нас лапки, мы не виноваты, скажет вам поддержка Яндекс доставки.
Вопросы к качеству сервиса были всегда, но на ранних этапах руководство шло на контакт и некоторые из проблем даже решало.. Поэтому и пользовались ими, в надежде, что вот вот все станет лучше, как же мы ошибались))
Деградация сервиса была постепенной, но планомерной, сейчас даже мобильная верстка не работает в ЛК (больше года они решают данную проблему, и это Яндекс, позорище). В данный момент по факту нет никакой поддержки, если у вас будут проблемы с заказом - вам отпишут, что проблемы на стороне курьерки, мы по договору ни за что не отвечаем. Упущенная выгода, потерянный и разочарованный клиент это ваша проблема. "Поддержка" вовсе может вам ответить полнейшую ахинею в тикетах, а когда вы напишете жалобу на этого оператора, ее будет рассматривать тот же оператор, который не найдет нарушений))) (как удобно). Ранее был телефонный номер поддержкт, по которому хоть как то что-то решалось, сейчас же и его убрали. В общем поддержки нет от слова совсем. Привет Рысеву Роману.
В личном кабинете уже больше года мы наблюдаем контакты менеджера (некий Сковородников Евгений), которого просто не существует, об этом нам сообщила поддержка. На просьбы передать жалобы руководству поддержка также передает нам полный игнор.
Вот такой вот мини-отзыв о работе этого отвратительного сервиса, обходите стороной. Свернуть
С сервисом Яндекс Доставка начали работать на самом начальном этапе их выхода на рынок, в 2016 году. С тех пор сервис полностью деградировал. Практически все заказы, отгружаемые через них Еще...
Форум Ведение бизнеса Доставка и логистика