Скандал в купонном семействе
Совладелец купонного сервиса Biglion Владимир Виноградов и другой акционер – фонд ru-Net Леонида Богуславского – намерены судиться со своим партнером по бизнесу Олегом Савцовым, который запустил собственный сервис Kupanda. Они считают, что Савцов нарушил акционерное соглашение и создал прямого конкурента компании, сообщает siliconrus.com,.
Kupanda специализируется на продаже купонов на скидки в ресторанах, салонах красоты, медкомплексах, кинотеатрах и российских отелях.
"Действия Олега и Ирины Савцовых нарушают акционерное соглашение, в котором предусмотрено, что акционеры Biglion не могут параллельно развивать свой конкурирующий бизнес", – заявил Виноградов.
Сам Савцов, которому вместе с женой Ириной принадлежит 33,4% Biglion, отрицает причастность к Kupanda.
По словам представителя компании-оператора проекта ООО "Оффпрайс" Тимура Аитова, инвестором Kupanda является российская компания. При этом Аитов отказался комментировать причастность Савцова к проекту. Бюджет сервиса на 2015 год – $10 млн.
В то же время два источника "Коммерсанта" утверждают, что проект создан именно при участии Савцова, к тому же, бывшими сотрудниками купонного сервиса Biglion. Сама компания "Оффпрайс" зарегистрирована в апреле этого года, гендиректором является бывший гендиректор ООО "Биглион" Мария Старикова.
Это не первый случай претензий акционеров к Савцову. Он также является одним из создателей торгового сервиса Costmart, который перехватил у Biglion контракт на доставку товаров с печатных каталогов и онлайн-площадки "Почты России".
Конфликт в Biglion продолжается еще с начала 2015 г. Виноградов, ru-Net и еще один акционер Вiglion, американский хедж-фонд Tiger Global Management (вместе владеют 66,6% акций компании) инициировали закрытие товарных направлений (продажу электроники, одежды и товаров для дома). Савцов не согласился с этим. Ему предложили продать свою долю в купонном сервисе, однако акционеры до сих пор не сошлись в цене. Товарное направление Biglion находится в процессе закрытия.
По мнению партнера юридического бюро A2 Михаила Александрова, исход судебного разбирательства по Kupanda будет зависеть от того, были ли подписаны сторонами соответствующие договоры о неконкуренции, а также какие нормы учитывались: российского или зарубежного права. В российской практике положение о неконкуренции применить будет очень сложно. Для возмещения убытков мало доказать, что такие убытки имеют место: их надо как-то подсчитать.
J`son & Partners Consulting оценивает объем российского рынка купонных сервисов в 2014 г. в 7,5 млрд рублей. По словам соучредителя Data Insight Федора Вирина, пик популярности купонных сервисов прошел, и сейчас они стали обычным бизнесом, который растет сопоставимо с общим рынком e-commerce, то есть на 30% в год. Пользователи в среднем делают 2 заказа в год, а не 6-8, как раньше. Причина в том, что пользователь на самом деле любит постоянство и не склонен ради скидок регулярно менять салоны красоты, рестораны и т.д.
Подтверждают тенденцию к снижению популярности купонных сайтов и данные "Яндекса". Количество запросов про Biglion, "Групон", "Купикупон" и "Купонатор" резко сократилось еще в 2014 г. А в прошлогоднем рейтинге Топ-100 крупнейших интернет-продавцов Рунета купонные сайты за год существенно сдали свои позиции.
Аналитики исследовательского центра Superjob.ru в своём опросе 6 тыс. респондентов из всех регионов России узнали, что хотя на скидочных сайтах учетные записи имеет порядка 38% жителей России, однако 22% из них ни разу ничего не купили, 13% покупают что-либо от случая к случаю. Активно пользуются возможностью получить скидку лишь 3% опрошенных.
Более 55% пользователей купонов – женщины от 25 до 34 лет, которые в основном покупают одежду, товары для детей и дома. Их покупки более спонтанны, и женщины быстрее принимают решение (конверсия у женщин выше на 20%). Самое активное время для покупок – рабочие часы или время после 10 вечера, когда дети уже спят.