Рынок мобильных телефонов просел впервые с 2009 - аналитика "Связного"
Розничные продажи мобильных телефонов в I полугодии 2013г. упали впервые после кризисного 2009г. По данным компании "Связной", одного из крупнейших мобильных продавцов, за 6 месяцев 2013 года объем рынка снизился в натуральном выражении на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 16,5 млн. устройств. В то же время в пресс-релизе компании отмечается значительный рост рынка в денежном выражении – на 17% до 91,4 млрд. рублей.
Разгадка проста. В то время как продажи обычных телефонов сократились на 23%, условно говоря, в штуках и на 37% в денежном выражении, со смартфонами происходит противоположный процесс. Реализация смартфонов, по данным "Связного", выросла на 47% до 7 млн. устройств (73,4 млрд. рублей). Таким образом, доля "умных" телефонов на российском рынке выросла до 43% в натуральном и 80% в денежном выражении.
Схожие тенденции ритейлеры отмечали еще в I квартале, объясняя их несколькими причинами.
Во-первых, доступность смартфонов из года в год растет, что позволяет "умной" электронике отвоевывать пространство даже в низких ценовых сегментах. В "Связном", пояснили, что еще в январе-июне прошлого года в ценовой категории до 3 тыс. рублей предложение смартфонов вообще отсутствовало. Теперь же такая покупка вполне реальна, более того, в I полугодии 2013г. "бюджетные" смартфоны обеспечили 8% всех продаж в этом сегменте. Самые дешевые модели, по словам коммерческого директора ГК "Связной" Юрия Лабиса, можно купить и за 1,5-2 тыс. рублей. А более широкий ценовой коридор позволяет выйти на рынок большему числу брендов, в т.ч. В-брендам, концентрирующимся в бюджетных нишах.
Доли "умных" телефонов в сегментах 3-5 и 5-7,5 тыс. рублей увеличилась на 16 и 22 п.п., составив 37% и 92% соответственно. Однако средняя стоимость смартфона не изменилась и составляет 10 500 рублей. Дело в том, что расширилась возможность выбора устройств в сегментах 10-15 тыс. рублей и более.
Еще одна причина роста продаж смартфонов на фоне снижения спроса на обычные телефоны, – снижение покупательской способности менее обеспеченных категорий граждан. Именно они являются покупателями бюджетных моделей. Во время нарастающей инфляции эти покупатели предпочитают воздерживаться от серьезных трат. Что же касается дорогих моделей, то, по некоторым данным, менять их теперь стали реже.
Третьей причиной падения продаж телефонов может стать расширение "серого" сегмента, на что игроки рынка указывали еще в I квартале, когда тенденция была зафиксирована впервые.
Изменилось по сравнению с прошлым годом и распределение рынка по производителям. Первые места сохранили Samsung и Nokia, а на третье вырвался Apple. Еще большие перестановки в стане операционных систем. Как пояснили в "Связном", Android по-прежнему сохраняет лидерство, нарастив свою долю до 70%. А вот Symbian и Bada покинули первую тройку. Теперь в ней обосновались разделившие второе место iOS и Asha, а также Windows Phone, вышедший на 3 место. "Иногда они возвращаются". Доля ОС от Microsoft не слишком велика, однако, продажи смартфонов на этой системе растут. В "Связном" ее популяризацию во многом связывают с выходом линейки новинок Lumia от Nokia.
Резерв для наращивания продаж телефонов – многофункциональные модели. В "Связном" пояснили, что многофункциональность уже не ограничивается выходом в Интернет, работой с приложениями и социальными сетями, расширенным функционалом фото- и видеосъемки. Пользователи хотят видеть в своих устройствах еще больше возможностей. Например, доля многосимочных смартфонов в I полугодии 2013 достигла 30%, тогда как в аналогичном периоде прошлого года она составляла всего 5%. В 2,75 раза выросли продажи смартфонов с NFC, а доля "умных" телефонов с LTE увеличилась на 7 п.п. до 10%.
Больше возможностей покупатели хотят получать и от продавцов. В частности в "Связном" отметили, что компания добивается ведущего положения, прежде всего, благодаря фокусу именно на продажах "умных" устройств, а также широкому спектру услуг, связанных с их использованием – от настройки до страхования гаджетов. Кроме того, ритейлер предлагает разнообразные сервисы, доступные через мобильные устройства.
Продажи смартфонов в "Связном" в I полугодии 2013г. выросли на 44% в натуральном выражении и на 67% в денежном. "Связной", если верить пресс-релизу компании, обгоняет рынок и по среднему чеку в продажах смартфонов – он составляет 11 860 рублей в силу большой доли флагманских моделей в продажах.
Как ранее сообщал Оborot.ru, в этом году компания вошла в десятку крупнейших интернет-продавцов Рунета (по версии журнала "КоммерсантЪ Секрет Фирмы").
Уже сейчас есть Питерский АСЦ. Еще несколько строятся.
Реально пока еще ничего не строится. На уровне передачи и оформления земли. А может, и строить в таком виде(8 АСЦ по стране по 3-4 млрд.руб.) не надо.
Поскольку по факту такие зональные АСЦ на 5-10 регионов и становятся "бутылочным горлышком"(на примере Московского АСЦ), ухудшая сроки пересылки почты. Вообще, начальная концепция сети АСЦ образца 2005 года, то, как это реализовано на сегодня в Московском и Питерском АСЦ, и то, что планируется, вроде бы, в новой Стратегии Почты - разные вещи.
Экономическая эффективность таких АСЦ - вообще отдельный вопрос.
А по тарифам, на мой взгляд, лучше принять "нулевой вариант" - заморозить на з года, к примеру. Свернуть