Продавец проиграл суд с Wildberries из-за огромной скидки. Разбираемся в ситуации
5Производитель одежды под брендом "Российский трикотаж" подал в суд на маркетплейс Wildberries после того, как некоторое время его товары продавались со скидкой 95%. Селлер утверждал, что маркетплейс установил скидку самовольно, и требовал возмещения убытков. В ответ он получил от маркетплейса встречный иск о возмещении упущенной выгоды и теперь должен Wildberries больше 1 млн рублей.
"Российский трикотаж" успешно торгует на Wildberries продукцией низкого ценового сегмента – в среднем цены на одежду его производства (толстовки, брюки и т.п.) колеблются около 1000-1400 рублей. Некоторое время назад продавец обнаружил, что на его продукцию на Wildberries установлена скидка в 95%. Покупатели радостно бросились скупать качественную одежду за 50-100 рублей.
Обнаружив нежеланную скидку, селлер отменил ее, но маркетплейс уже успел продать большое количество товара. В результате "Российский трикотаж" посчитал, что понесенный материальный ущерб нужно взыскать с Wildberries, и подал иск к маркетплейсу. Все выглядело логично: скидка была установлена без разрешения продавца, значит, площадка обязана ее покрыть. Но все оказалось не так просто.
Wildberries выдвинул встречный иск к продавцу, заявив, что это маркетплейс понес убытки в данном случае. Ведь площадка получает процент от продаж за обслуживание – в данном случае это 17%.
И при продаже со скидкой он был мизерным, поскольку товар действительно продавался за копейки. А мог бы быть гораздо больше, если бы одежда продавалась без скидки. Wildberries посчитали разницу между полученными процентами и тем, что могли бы получить, – 1 266 483 рубля 35 копеек.
Что же касается "самовольно" установленной скидки, то выяснились следующие обстоятельства. Некоторое время назад "Российский трикотаж" уволил одну из менеджеров. Однако пароль для входа на портал поставщиков Wildberries у нее сохранился. В один прекрасный день менеджер вошла на портал и установила максимальную скидку на все товары продавца, имевшиеся на складе, – вероятно, в качестве мести. Эти обстоятельства были доказаны маркетплейсом в суде.
Суд возложил ответственность за установленную огромную скидку на продавца, посчитав, что тот должен был соблюдать правила кибербезопасности и изъять у уволенного менеджера все возможности доступа на портал Wildberries. Маркетплейс, по мнению суда, не обязан разбираться, насколько легитимен представитель продавца, устанавливающий скидку, если вход на площадку был осуществлен по всем правилам.
Также суд отказал продавцу в его требованиях, в то же время посчитав справедливым требования маркетплейса. Таким образом, "Российский трикотаж" обязали возместить убытки маркетплейса в размере более 1,2 млн рублей, а также оплатить госпошлину в 25 тыс. рублей. "Убытки" маркетплейса в данном случае – фактически упущенная выгода.
Теоретически Wildberries в таком случае может предъявить иск об "убытках" любому продавцу, который устанавливает скидки со своей стороны. Однако на практике маркетплейс этого не делает, даже в том случае когда продавцы устанавливают огромные скидки и сами выкупают свои товары. Селлеры это делают, например, в том случае, если маркетплейс не утилизирует товар, а его хранение обходится дорого, или же возникают проблемы с вывозом отвара со склада.
Поэтому эксперты пришли к выводу, что в данном случае в Wildberries просто решили "наказать" продавца за судебный иск. Тем не менее, "Российский трикотаж" продолжает торговать на площадке. Маркетплейсы в ковидное время остаются мощнейшим инструментом онлайн-продаж.
Александр Шаров Владелец, Алмест |
регрессом - норм, я не против)