Предлагает ли Ozon самые низкие цены новичкам в ущерб постоянным покупателям?
Опубликовано расследование, исходя из которого создается впечатление, что алгоритмы ценообразования Ozon более лояльны к новым, незарегистрированым пользователям. Журналисты издания "Финтолк" утвеждают, что быть постоянным клиентом маркетплейса не так уж и выгодно. А эксперты утверждают: это общепринятая практика привлечения новых клиентов.
Один из сотрудников издания рассказал, что в рамках их эксперимента самые низкие цены Ozon демонстрировал тем, кто еще не зарегистрировался или не авторизовался на сайте, например, пользуется браузером в режиме "инкогнито". Во время этих "тестовых онлайн-закупок" он попросил своих родственников, находящихся в одном с ним городе, зайти на страницу Ozon, на которой продавался корм для кошек.
Одна и та же упаковка корма для каждого из участников эксперимента имела разную цену. Самую низкую цену интернет-магазин показал родственнице журналиста, не имеющей регистрации на Ozon. Повторить ее он смог, установив в браузере режим "инкогнито", который игнорирует все сохраненные данные. Простой же выход из аккаунта и загрузка сайта с кормом вновь приводили к высокой цене: сайт "узнавал" пользователя по cookie-файлам.
Эксперимент повторили и с зерновым кофе: определенный сорт по умолчанию стоит 999 руб. за пачку весом 1 кг. Зарегистрированный пользователь сможет купить ее за 727 руб., а тому, кто еще не стал клиентом Ozon или не авторизовался в системе, магазин предлагает его за 692 руб.
Интересно, что при этом Ozon не меняет ценники "на ходу". Если выйти из системы, очистить cookie-файлы, выбрать подходящий товар и вновь авторизоваться под своим логином, то цена останется минимальной.
Журналисты обратились в поддержку Ozon за разъяснениями, почему зарегистрированные пользователи вынуждены платить за один и тот же товар больше. Им ответили, что Ozon использует алгоритмы динамического ценообразования.
"На формирование конечной цены товара могут оказывать влияние разные факторы, в том числе стимулирующие скидки. Скидка может использоваться по географическому принципу для повышения оборачиваемости товаров на региональных складах. Некоторым клиентам могут предоставляться персональные скидки на тот или иной товар для стимулирования совершения первой или повторной покупок, а также предлагаться акции по промо-кодам", – рассказали они.
Стимулирование первых покупок – это общепринятый маркетинговый ход, ведущий к расширению рынка сбыта компании. Однако у него есть и другая сторона, когда постоянные клиенты чувствуют себя ущемленными в том, что не могут воспользоваться привлекательными акциями или скидками. Чтобы избежать этого, компании стараются не показывать скидки и акции тем клиентам, для которых они не предназначены. Однако не всегда удается избежать этого – и тогда появляются подобные журналистские расследования.
В задачу маркетологов входит также и работа на удержание клиента. Важно соблюдать баланс между этими двумя целями – привлечением и удержанием, чтобы не создавалось очевидных перекосов.